Инновационная деятельность

Дата: 15 апреля 2016 в 22:41, Обновлено 26 января 2020 в 22:52

Инновационный проект

«Внедрение модели «Здоровый школьник – здоровая нация»

Актуальность

Характерной чертой современного общества является  нарастание темпа развития, и, как следствие данного процесса, происходят изменения в структуре социума. Как часто мы слышим выражение «Здоровый образ жизни». Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом, хотя само понятие «здорового образа жизни» однозначно пока ещё не определено. По мнению различных авторов, здоровый образ жизни (далее ЗОЖ) — это, прежде всего образ жизни человека, направленный на укрепление его здоровья. ЗОЖ предусматривает выполнение мероприятий профилактического характера. Целью этих мероприятий является устранение причин и последствий различных болезней. В широком понимании ЗОЖ - это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия. С нашей точки зрения ключевым в разделе «Здоровый образ жизни» учебной программы по предмету «Физическая культура и здоровье» является понятие «здоровье». Из Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов [2, 11]. Рассматривая данное понятие, мы часто ассоциируем его с состоянием организма человека. В толковом словаре русского языка «здоровье» трактуется как состояние организма, при котором правильно, нормально действуют все органы. Здоровое состояние человека – это оптимальное взаимодействие физиологических показателей, производственных и социальных условий, обеспечивающих достижение человеком полезных для него и общества приспособительных результатов (К.В.Судаков,1993).

Анализ образовательной практики позволил выявить объективно существующие проблемы: процент учащихся с первой группой здоровья на первой ступени общего среднего образования гораздо выше, чем на второй и третьих ступенях. Соответственно, дети шестилетнего возраста приходящие в учреждение образования обладают лучшим здоровьем, чем выпускники того же учреждения образования.

Создание системы формирования культуры здорового образа жизни учащихся сельских школ посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования является актуальной задачей для Государственного учреждения образования «Новкинская средняя школа Витебского района». Это связано с тем, что качественные показатели здоровья  II и III  ступеней общего среднего образования непосредственно зависят от правильно налаженной культуры жизнедеятельности учащихся  на уровне общего среднего образования.

Актуальность соблюдения здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характеров, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья[3]. И прежде всего с состоянием здоровья школьников. Поэтому необходимость пропаганды соблюдения ЗОЖ школьниками, является предпосылкой для достижения ими долголетия и активного участия в трудовой и общественной формах жизнедеятельности. А полученные знания данного раздела учебной программы послужат мотивом для учащихся к занятиям физическими упражнениями, соблюдению оптимального двигательного режима, личной гигиены, рационального питания, отказа от вредных привычек. В комплексе с закаливанием, это позволит решить оздоровительную задачу, предусмотренную концепцией физического воспитания в условиях реформирования системы образования.

Выше изложенное свидетельствует о необходимости внедрения  в образовательный процесс Новкинской школы новой педагогической модели формирования культуры жизнедеятельности учащихся  на уровне общего среднего образования посредством ЗОЖ.

Таким образом, актуальность проекта определяется: потребностью современной школы в разработке эффективных подходов формирования культуры жизнедеятельности учащихся  на уровне общего среднего образования посредством ЗОЖ.

 

Формулировка цели и задач проекта

Цель инновационной деятельности: формирование культуры жизнедеятельности учащихся  на уровне общего среднего образования посредством ЗОЖ  в процессе образовательной  и воспитательной деятельности на факультативных занятиях и  занятиях объединений по интересам

Задачи: 

  1. Повысить компетентность педагогических кадров – (участников инновационной деятельности) в вопросе формирования культуры жизнедеятельности учащихся  на уровне общего среднего образования посредством ЗОЖ.
  2. Включить в образовательную деятельность комплекс методов и упражнений, ориентированных на формирования культуры жизнедеятельности учащихся  на уровне общего среднего образования по средствам ЗОЖ.
  3. Определить эффективность внедрения разработанной модели формирования культуры жизнедеятельности учащихся  в деятельности учреждения образования.
  4. Обобщить результаты инновационной деятельности и на этой основе разработать методические рекомендации по внедрению модели культуры жизнедеятельности учащихся  в образовательную практику.

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект

         В основу внедрения модели формирования культуры жизнедеятельности учащихся  на уровне общего среднего образования посредством ЗОЖ в деятельность учреждения общего среднего образования составляют современные методологические подходы, идеи и принципы.

При разработке инновационного проекта мы опирались на следующие научные теории и разработки:

Медико-биологические аспекты и возрастные особенности применения оздоровительных технологий и систем

В настоящее время продолжается увеличиваться число школьников с различными заболеваниями от первого к выпускному классу более чем в 5 раз [11]. Поэтому в последние годы обществом делается особый акцент на профилактику в области здоровья. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Диагноз «здоровый» выставляется по пяти критериям:

1. Соответствующий возрасту уровень жизнеобеспечивающих систем (нервной, сердечнососудистой, дыхательной, костно-мышечной);

2. Гармоничное физическое развитие (рост, масса тел, окружности груди, жизненная ѐмкость лѐгких, сила кисти);

3. Быстрое приспосабливание организма (адаптация) к новым условиям (занятия в школе, отдых в туристских походах и пр.);

4. Высокая умственная и физическая работоспособность;

5. Отсутствие болезней в течение года либо кратковременная болезнь (не более 5-7 дней) с полным выздоровлением [12].

«Вторую жизнь» и особую актуальность получила народная мудрость «Береги здоровье смолоду». Наряду с постепенным улучшением услуг здравоохранения, другие общественные институты также видят своей задачей сохранение и укрепление здоровья детей (в первую очередь это относится к институту семьи и образования). В последние два десятилетия стала активно развиваться целая наука о здоровье и здоровом образе жизни – ВАЛЕОЛОГИЯ (от древнеримского приветствия «vale»–будь здоров, «logos»–знание, наука). Именно такой подход к здоровью (лучше предвосхитить и принять меры, чем исправлять последствия) считается на данный момент наиболее эффективными самым выгодным, учитывая цены на медицинские товары и услуги.

В понимании здоровья традиционно выделяют два направления – западное и восточное. Согласно западному представлению о здоровье тело и душа человека рассматриваются отдельными институтами: благополучием тела занимается медицина, благополучием души и духа – религия. В восточной идеологии такого разделения нет, поэтому рассматривают обычно телесные и духовные проявления в совокупности и взаимосвязи. Самый показательный пример восточного направления–занятия йогой, которые по-настоящему эффективны только тогда, когда человек принимает философию йоги, иначе это превращается в банальную физкультуру и даже может причинить вред.

Подтверждение педагогической эффективности и социально-экономической значимости результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, апробированных в ходе экспериментальной деятельности

В более современном понимании выделяют следующие факторы, влияющие на состояние здоровья человека:

наследственность - отражает степень риска появления у детей тех или иных заболеваний, которые были у родителей;

 состояние окружающей среды – повышенная загрязненность воздуха от транспорта и предприятий, некачественная питьевая вода, гомогенные (однообразные, «неинтересные») формы архитектуры, недружелюбные цвета в интерьере и экстерьере, повышенный шумовой фон и т.д.;

социально-экономические факторы – чем выше социальное положение, тем более материально обеспеченным является человек, тем богаче его рацион питания и качество продуктов, тем больше у него возможностей для полноценного отдыха, тем больше возможностей у него получать качественное лечение и профилактику. Однако эта зависимость правомерна только тогда, когда человек понимает необходимость следить за своим здоровьем;

 состояние здравоохранения - ранняя диагностика, квалифицированная хирургия, социальные программы в области профилактики здоровья, направленные на повышение качества жизни и социальную адаптацию инвалидов, пенсионеров, оздоровление семьи;

 здоровый образ жизни - ключевой фактор, благодаря которому определяется здоровье человека.

Для оценки эффективности  апробируемого нововведения в учреждении общего среднего образования осуществляется диагностика учащихся, по результатам которой подтверждаются  положительные результаты апробации.

Для дальнейшего развития результатов инновационной деятельности целесообразно продолжить работу, сконцентрировав усилия на изучении дидактических возможностей использования технологии ЗОЖ, разработке механизмов передачи и распространения опыта педагогов-апробаторов по внедрению данной  технологии в образовательную практику.

Основная идея инновационного проекта, инновационная модель, ожидаемые результаты

Основная идея инновационного проекта, определяющая его новизну

Инновационная деятельность, направленная на формирование культуры жизнедеятельности учащихся  на уровне общего среднего образования посредством ЗОЖ, позволит учащимся поддерживать здоровье на протяжении всего периода обучения на уровне общего среднего образования, и будет выступать условием развития и становления позитивных личностных качеств.

Новизна проекта состоит во внедрении оригинальной дидактической концепции, направленной на максимальное расширение возможностей для формирования ЗОЖ. Данная концепция позволит обеспечить единство в подходах, в технологическом решении, а также консолидировать возможности науки и практики для реализации приоритетных целей образования, обозначенных в Кодексе Республики Беларусь об образовании.

Модель формирования культуры жизнедеятельности учащихся  на уровне общего среднего образования посредством ЗОЖ

Целевой блок призван сформировать ценностное отношение участников инновационного проекта к ЗОЖ. Он предполагает систему научно-методической подготовки учителей-инноваторов, раскрывающей функции ЗОЖ и исследования в становлении учащегося как субъекта.

Гносеологический блок обеспечивает погружение  в теоретические основы организуемого процесса. Ключевыми теориями становятся: теории ЗОЖ, теория здоровье сберегающего обучения.

Проектировочный блок предполагает работу с педагогами гуманитарного, естестественно-математического цикла и с педагогами дополнительного образования;

разработку критериев и показателей эффективности инновационной деятельности;

разработку методического обеспечения трансляции учащимся практик  культуры жизнедеятельности учащихся  на уровне общего среднего образования посредством ЗОЖ на факультативных занятиях и занятиях объединений по интересам;

разработку и экспертизу участниками инновационного проекта тематики работ, организацию работы учащихся и педагогов по созданию культуры жизнедеятельности с применением ЗОЖ.

Процессуально-содержательный блок предполагает организацию комплекса специфических деятельностей учащихся.

Технологический блок  включает комплекс технологических средств, принципов, условий и методов организации деятельности.

              Итогово-аналитический блок: диагностический инструментарий выявления  качества здоровья учащихся

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.