Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
Переход платформы на новый учебный год!

Методы развития эмоциональной сферы младших школьников

Дата: 22 сентября 2021 в 22:47, Обновлено 6 января в 08:31

Методы развития эмоциональной сферы младших школьников

     Не  каждый  взрослый  человек  способен  разобраться  во  всей    гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети  не  всегда  понимают  даже  простые  эмоции,  тем  более  им  трудно осознать  те  разнообразные  переживания,  которые  возникают  по  мере расширения их связей с окружающим миром.

           Наша  основная  цель  определить  основные  направления  психолого- педагогической коррекции.

           Программа  направлена  на  работу  с  «предметными  чувствами». Основная  ее  цель- ввести  ребенка  в  сложный  мир  человеческих  эмоций, помочь пережить определенное эмоциональное состояние, объяснить что оно означает,  дать  ему  словесное  наименование.  Накапливая  определенные моменты  проживания  и  фиксации  на  каком-либо  чувстве  ребенок  может создать  свой  «эмоциональный  фонд»,  с  помощью  которого  он  сможет ориентироваться  в  собственных  чувствах  и  чувствах  людей,  которые  его окружают.

            Человек  судит  от  эмоциональном  состоянии  другого  по  особым выразительным  движениям,  мимике,  изменению  голоса.  Поза,  жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния.

Задачи программы:

1. Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние.

2. Выражать свои чувства.

3.   Распознавать   чувства   других   людей   через   мимимику,   жесты,

выразительные движения, интонации.

         Программа  разработана  для  детей  младшего  школьного  возраста. Содержание  коррекционных  занятий  строилось  исходя  из  особенности интеллектуального дефекта. Оптимальная частота занятий- 2 раза в неделю, продолжительность- 40-45  минут.  Подходящее  количество  детей- 6-7 человек. Необходимо обратить внимание на гармоничный подбор детей в групповых занятиях. Необходимо учитывать личностные особенности.

         Остановимся на краткой характеристике основных методов коррекции эмоциональной  сферы  ребенка.  Будут  рассмотрены  следующие  методы:

  • игротерапия   
  • арттерапия   
  •  сказкотерапия.  
  •  Терапия,    основанная    на изобразительном  искусстве, психодрама будут представлены образно.

Игротерапия

           Истоки  метода  разработаны  в  рамках  психоаналитического направления и представлены в 20е годы ХХ века в работах А.Фрейда, М. Клейна, Г.Гуга-Гкльмута. В 1950 гг вклад в развитие игротерапии был внесен представителями  гуманистического  направления- А.  Маслоу,  К.  Роджерс, Г.Л.  Лендрет  и  другими.  В  середине  ХХ  века  на  основе  теории  игровой деятельности  (Л.С.Выготский,  А.Н.  Леонтьев,  Д.Б.  Эльконин)  метод игротерапии  начал  активно  применяться  в  отечественной  психологии.  В названных  выше  направлениях  реализована  специфика  взглядов  на механизмы  коррекционно-развивающегося  влияния  игры  на  развитие

психики ребенка.

         Форма  проведения  игротерапии  (индивидуальная  и  групповая) обуславливается характером эмоциональных проблем ребенка. При любой форме  центром  психологической работы  являются  каждый ребенок  и  его индивидуальные психологические сложности. При работе с эмоциональной сферой ребенка предпочтение отдается индивидуальной игротерапии.

         Групповая игротерапия приоритетна в том случае, если эмоциональные проблемы ребенка связаны с социальными факторами (В.Акслайн); но и в этом  случае  на  первых  этапах  коррекционной  работы  используется индивидуальная форма игротерапии.

         Таким образом, при использовании игротерапии для решения проблем эмоциональной  коррекции  ребенка  в  целях  установления  эмоционального взаимодействия  с  ребенком  используется  индивидуальная  игротерапия. Важно также принимать во внимание сформированность игровых умений у ребенка, уровень его интеллектуального развития, широту осведомленности  и др. Размер    группы    для    проведения    игротерапии    соотносится    с рекомендуемыми   нормами.   Но   имеет   ряд   показателей,   при   которых рекомендуется уменьшить размер коррекционной группы до 3-5 детей. Это низкая  социальная  компетентность,  выраженные  проявления социально- личностного эгоцентризма, наличие у ребенка агрессивных проявлений, ярко фобических реакций, отсутствие ориентации на сверстника и низкая эмпатия, наличие вредных привычек или деликвентных проявлений и др.

           В  связи  с  тем,  что  в  ходе  игротерапии  отношения  между  детьми должны быть динамичными, рекомендуется включение в группу нечетного количества  детей.  В  ином  случае,  как  правило,  отмечается  склонность  к формированию устойчивых диад, что может привести в ригидности позиций и закреплению тех или иных партнерских моделей поведения в игрею

          Существует ряд требований к игрушкам и игровым предметам, которые используются  в  игротерапии.  Основные  требования  связаны  с  тем,  что игрушки и игровые предметы должны:

  1. Давать  возможность  объктивирования  и  выражения  основных эмоциональных  состояний  ( обида,  злость,  гнев,  ревность,  страх  и  др)  и отношений эмоциональной зависимости (привязанность, отвержение).
  2.   Обеспечивать  моделирование  и  проигрывание  различных эмоционально значимых для ребенка ситуаций взаимодействия с родителями и сверстниками, а так же другими взрослыми вне семьи ( в детском саду, школе); это ситуация конфликта, наказания, поощрения и др.
  3.  Обеспечивать  переживания,  способствующие  личному  росту (развитию  позитивного  «Я»,  самопринятию,  уверенности  в  себе, целенаправленности  поведения,  рефлексивности,  преодолению  страхов  и тревожности и др.), а так же стимулировать когнитивное развитие. 
  4.                                                               Арттерапия

Элементы теории арттерапии появились в 40-60 гг. ХХ века в русле психодинамическогонаправлениянабазеположенийклассического психоанализа З.Фрейда и аналитической психологии К. Юнга. В 60-80-е годы теоретическая концепция  арттерапии пополнилась взглядами гуманистических психологов (К.Роджерс,Ф.Перлз,А.Маслоу,Р.МЕй), психологической психиатрией, групп-анализом и др.

 Основная цель арттерапии  связана  с  гармонизацией  личности  через развитие ее способностей самовыражения и самопознания. Метод основан на двух  базовых  психологических  способностях  человека:  символической функции мышления и воображения и творческих процессов самовыражения, связанных с направленностью на поиск новых путей решения проблемы.

                                                                      Сказкотерапия

Сказкотерапия построена на некоторых арттерапии в целом и библиотерапии как вида арттерапии в частности, направлена на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем ребенка.

Различаются директивный и недирективный подходы в сказкотерапии. В директивной терапии терапевт руководит терапевтическим процессом : задает темы, наблюдает за поведением ребенка и интерпретирует его.

Метод может проводиться в индивидуальной и групповой формах. При групповой форме сказка комплексно представляет все проблемы всех детей (их  должно  быть  от  3  до  6  человек),  включенных  в  группу.  В терапевтическую  группу  подбираются  дети  с  противоположными синдромами.

Можно сделать вывод, что коррекция эмоциональной сферы включает в себя ряд методик, каждая из которых имеет свою структуру и особенности. Ноцелькоторыходинакова- развитиеспособностираспознавать эмоциональные проявления, развитие умения регулировать эмоциональные состояния,эмоцтональные способности сознательно воспринимать эмоции.

   

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.