Памятка для родителей. Профилактика отклоняющегося поведения

Дата: 8 апреля в 14:09

Как воздействовать на ребенка с отклоняющим поведением

1.Позитивный настрой.

Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека.

Что это значит? Случившееся уже не изменить, можно только предотвратить возможные нарушения поведения в будущем. Очень важен собственный настрой. Задайте себе вопрос "Что я чувствую?" Если вами владеет гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства, то следует успокоиться, прежде всего, привести себя в равновесие. Для этого можно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, переключить внимание, сосредоточиться на образах покоя и равновесия или сделать еще что - то, позволяющее растопить негативные чувства.

 Спросите себя "Чего я хочу достичь?" - наказать, выразить свое отношение или создать условия для изменения поведения ребенка. Нужно оценить реалистичность и реализуемость выдвигаемой цели, а также ее понятность, доступность, привлекательность для ребенка. Следует ответить для себя "Каково мое отношение к ребенку?" Если в этом отношении превалирует негатив, то вряд ли удастся достичь взаимопонимания. Важно оценить отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку. Постарайтесь найти позитивные стороны в поведении ребенка.

2. Доверительное взаимодействие:

Необходимо потратить немного времени и сил на установление доверительного контакта с ребенком.

Уровень открытости ребенка прямо связан с ощущением собственной безопасности. Ребенок будет молчать, огрызаться или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушает его безопасности. Доверие к миру, ситуации, другому человеку - это базовая потребность ребенка. Поэтому достижение доверия - первоочередная задача. ЕЕ решение обеспечивается признанием безусловной ценности и уникальности другого человека, демонстрацией принять его, заботой о реализации его потребностей.

3. Выявление причин. 

Нужно найти причины отклоняющего поведения.

Конкретное поведение - это следствие чего - то. Может оказаться, что причина поведения весьма значима, поэтому, устраняя только следствия, результата можно не получить.

Типичные причины нарушения поведения:

- стремление привлечь к себе внимание (независимо от способностей);

-действия, производящие неблагоприятное впечатление продиктованы стремлением найти ценности, служению которым они могли бы посвятить себя;

-обесценивание чувства любви, добра;

-стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды, боль и унижение.

4. Последовательность во взаимодействиях.

Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если взрослый будет менять свою позицию или слова и заявления не будут соответствовать Вашим действиям. Например, советуют ребенку не терять самообладания в трудных ситуациях, говорят, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричат на ребенка и наказывают его. В результате дети начинают презирать взрослых, развивается негативизм.

5.Позитивность взаимодействия.

Постановка позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребенка.

Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат ("вести здоровый образ жизни" вместо "бросить курить", "добиться положительной успеваемости" вместо "не получать двойки", "приходить в школу вовремя" вместо "перестать опаздывать"). Важно, чтобы была опора на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения. Это значит искренне поощрять привлекательность поступков, чувств, мыслей и намерений ребенка.

6. Поощрение положительных изменений.

Традиционно в нашей культуре принято вознаграждение за "высокие успехи" с точки зрения общего, а не индивидуального эталона. Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделить и оценить самые малые достижения. Путь к вершине складывается из малых шагов. Вряд ли ребенок может быстро стать кардинально другим. Чтобы не сбиться с пути, важно помнить о правиле позитивности.

7. Разумный компромисс. 

Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте подростка из лучших побуждений в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя.
Следование данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что абсолютный идеал не достижим, а с другой, что любые изменения должны создавать, а не разрушать ребенка. В одном из источников приводится такой пример, во время одной из лагерных смен для "трудных подростков" выявился "ночной житель" - подросток, который долго не засыпал и не давал заснуть всему отряду и лагерю. Вмешательство воспитателя только раззадорило его, он демонстрировал удивительную изобретательность. Конфликт был снят необычным способом: подростка назначили в группу ночной охраны лагеря.

8. Индивидуальный подход.

Любая помощь будет эффективна настолько, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка.

9.Системность.

При оказании помощи детям и подростку с девиантным поведением нужно создавать позитивную воспитывающую среду.
Важно выявить значимых для подростка лиц: одноклассников, авторитетных взрослых, друзей. Важно выяснить и по возможности изменить социальную ситуацию ребенка в школе, семье и во время досуга.

10. Гибкость.

Важно использовать различные формы, способы, стратегию работы в зависимости от конкретного случая.

Рекомендации родителям

  1. Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.
  2. В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.
  3. Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.
  4. Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.
  5. Не ставьте на ребенке крест.
  6. Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
  7. Беседу всегда начинайте с дружеского тона.
  8. Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
  9. В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.
  10. Умейте смотреть на вещи глазами ребенка.

Что делать педагогу с «трудным» подростком?

(практические рекомендации психолога)

 - Любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях. Если хотите найти в родителях союзника, научитесь не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, умейте видеть в каждом сложном подростке хорошие стороны.

- Откажитесь от намерений ради поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок в семье должны быть всегда анонимными, без адреса.

- Нельзя относиться к «сложным» подросткам с позиции силы или страха, это только оттолкнет подростка от Вас, создаст непреодолимую стену отчуждения. Напротив, научитесь сами и научите такого подростка видеть радостные перспективы будущей жизни (получение любимой профессии, создание своей семьи и т.д.).

- Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на Ваш взгляд, тайна, доверенная Вам, либо доверительный разговор должны остаться между вами. Иначе Вам никогда не стать в глазах Ваших подопечных человеком, достойным доверия и уважения.

- Помните, любая деятельность сопряжена с сопротивлением материала. Ваш "материал", особенно трудно поддается обработке. Не готовьтесь к легким успехам, не теряйте самообладания и выдержки, когда оказывают сопротивление Вашим педагогическим усилиям. Для того чтобы зерна добра проросли, нужно время.

- Проявляйте заботу о своем хорошем настроении, эмоциональном тонусе, приятном внешнем виде. Научитесь отдыхать, снимать напряжение рабочего дня, видеть прекрасное, ценить дружбу. Помните, чтобы воспитывать других, надо самому быть гармоничным, счастливым человеком.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.