ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
1. Учебные программы
В 2021/2022 учебном году используются следующие учебные программы:
Класс |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
Х |
XI |
||
базов. уров. |
повыш. уров. |
базов. уров. |
повыш. уров. |
||||||
Год утвержде-ния (издания) учебной программы |
2017 |
2018 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2020 |
2021 |
2021 |
Все учебные программы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы.
V–XI классы / Математика.
Обращаем внимание, что в связи с поэтапным переходом на обновленное содержание образовательных программ общего среднего образования в 2021/2022 учебном году по новым учебным программам будут учиться учащиеся XI класса.
В содержание учебной программы для XI класса для повышенного уровня изучения учебного предмета внесены следующие дополнения и изменения:
включены темы «Системы уравнений и неравенств» и «Элементы теории вероятностей и математической статистики» вместо темы «Элементы теории вероятностей».
Для каждой темы определены основные требования к результатам учебной деятельности учащихся.
Изучение тем по стереометрии («Многогранники», «Объем многогранников», «Тела вращения») на базовом и повышенном уровнях возможно в порядке, представленном в учебной программе, а также в следующем порядке:
1. «Призма и цилиндр».
2. «Пирамида и конус».
3. «Сфера и шар».
Во втором случае в каждой из указанных тем при изучении многогранников и тел вращения рассматриваются площади поверхности и объемы.
2. Учебные издания
В 2021/2022 учебном году будут использоваться новые учебные пособия:
Герасімаў, В.Д. Матэматыка: вучэбны дапаможнік для 5 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання: у 2 ч. / В.Д. Герасімаў, В.М. Пірутка, А.П. Лабанаў. – Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2020;
Герасимов, В.Д. Математика: учебное пособие для 5 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения: в 2 ч. / В.Д. Герасимов, О.Н. Пирютко, А.П. Лобанов. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2020;
Арэф’ева, І.Г. Алгебра: вучэбны дапаможнік для 11 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / І.Г. Арэф’ева, В.М. Пірутка. – Мінск: Народная асвета, 2020;
Арефьева, И.Г. Алгебра: учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / И.Г. Арефьева, О.Н. Пирютко. – Минск: Народная асвета, 2020;
Арэф’ева, І.Г. Зборнік задач па алгебры: вучэбны дапаможнік для 11 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання (базавы і павышаны ўзроўні) / І.Г. Арэф’ева, В.М. Пірутка. – Мінск: Народная асвета, 2020;
Арефьева, И.Г. Сборник задач по алгебре: учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения (базовый и повышенный уровни) / И.Г. Арефьева, О.Н. Пирютко. – Минск: Народная асвета, 2020;
Латоцін, Л.А. Геаметрыя: вучэбны дапаможнік для 11 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання (базавы і павышаны ўзроўні) / Л.А. Латоцін [і інш.]. – Мінск: Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 2020;
Латотин, Л.А. Геометрия: учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения (базовый и повышенный уровни) / Л.А. Латотин [и др.]. – Минск: Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, 2020;
Латоцін, Л.А. Зборнік задач па геаметрыі: вучэбны дапаможнік для 10–11 класаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання (базавы і павышаны ўзроўні) / Л.А. Латоцін, Б.Д. Чабатарэўскі. – Мінск: Народная асвета, 2021;
Латотин, Л.А. Сборник задач по геометрии: учебное пособие
для 10–11 классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения (базовый и повышенный уровни) / Л.А. Латотин, Б.Д. Чеботаревский. – Минск: Народная асвета, 2021.
На национальном образовательном портале (http://e-padruchnik.adu.by/) размещены электронные версии данных учебных пособий.
Рекомендации по работе с новыми учебными пособиями размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Математика.
Примерное календарно-тематическое планирование для XI класса размещено на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Математика.
К 2021/2022 учебному году подготовлены новые издания для учителей:
Математика. 10 класс. Дидактические и диагностические материалы (базовый и повышенный уровни): пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / О.Н. Пирютко [и др.]. – Мозырь: Выснова, 2021;
Математика. 11 класс. Дидактические и диагностические материалы (базовый и повышенный уровни): пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / О.Н. Пирютко [и др.]. – Мозырь: Выснова, 2021.
Полная информация об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебному предмету «Математика» в 2021/2022 учебном году размещена на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы.
V–XI классы / Математика.
3. Организация образовательного процесса на повышенном уровне
На II ступени общего среднего образования учебный предмет «Математика» может изучаться на повышенном уровне в VIII и IX классах в объеме не более 2 дополнительных учебных часов в неделю.
Рекомендации по организации изучения математики на повышенном уровне размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Математика.
На изучение учебного предмета «Математика» на повышенном уровне в XI классе отводится 6 часов в неделю. Рекомендуется 4 часа в неделю отвести на изучение содержания алгебраического компонента и 2 часа в неделю – на изучение содержания геометрического компонента.
Учебный материал алгебраического компонента для изучения на повышенном уровне в XI классе содержится в учебном пособии «Сборник задач по алгебре» / «Зборнікзадач па алгебры»: учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения (базовый и повышенный уровни) / И.Г. Арефьева, О.Н. Пирютко. – Минск : Народная асвета, 2020.
Учебный материал геометрического компонентадля изучения на повышенном уровне в XI классе содержится в учебном пособии «Геометрия» / «Геаметрыя»: учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения и воспитания (базовый и повышенный уровни) / Л.А. Латотин и [др.]. – Минск: Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, 2020.
При проведении практикумов по решению задач (при изучении учебного предмета «Математика» на повышенном уровне в X–XI классах) класс делится на 2 группы. Деление класса на группы осуществляется в соответствии с пунктами 54, 57 Положения об учреждении общего среднего образования.
Для максимально успешного освоения учащимися содержания учебной программы по математике на повышенном уровне в X классе рекомендуется дополнительно организовать факультативные занятия с использованием учебной программы факультативных занятий «Векторы» для IX (X) классов, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь. Для реализации указанной программы подготовлено учебное издание:
Казаков, В.В. Векторы: пособие для 9 (10) класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения (факультативные занятия). – Минск: Народная асвета, 2020.
4. Особенности организации образовательного процесса
Реализация воспитательного потенциала учебного предмета. В 2021/2022 учебном году необходимо обратить особое внимание на реализацию в образовательном процессе воспитательного потенциала учебного предмета. Решение этой задачи связано с достижением учащимися личностных образовательных результатов.
Учебной программой по учебному предмету «Математика» предусмотрено достижение учащимися следующих личностных образовательных результатов: развитие логического и критического мышления, культуры устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, способности к эмоциональному восприятию идей математики, рассуждениям, доказательствам, умственному эксперименту, воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, формирование качеств мышления, необходимых для социальной адаптации в современном обществе, развитие математических способностей, интереса к творческой деятельности.
При формулировке воспитательных задач урока следует ориентироваться на указанные личностные образовательные результаты.
В содержании учебного предмета «Математика» в наибольшей мере на достижение личностных образовательных результатов ориентированы темы: «Пропорции», «Проценты», «Масштаб», «Практико-ориентированные задачи, задачи с межпредметным содержанием и их решение», «Моделирование реальных процессов с помощью дробно-рациональных уравнений», «Процессы показательного роста и показательного убывания». Вместе с тем при изучении каждой темы необходимо создавать условия для осознания учащимися роли учебного предмета в познании мира и практической деятельности (развитие представлений о роли методов математики в научном познании окружающего мира и его закономерностей), формирования ответственности, организованности, дисциплинированности, самостоятельности, добросовестного отношения к учебе и труду и др.
При подборе дидактического материала к учебным занятиям рекомендуется отдавать предпочтение таким упражнениям и заданиям, которые воспитывают у учащихся любовь к Родине, чувство гордости за достижения белорусского народа, способствуют формированию гражданственности, национального самосознания, нравственной культуры, культуры безопасности жизнедеятельности.
Учебный предмет «Математика» обладает большим потенциалом для интеллектуального развития личности. В процессе обучения математике важно сформировать у учащихся способность понимать смысл задачи, умения логично рассуждать, анализировать, критически осмысливать материал, четко выражать свои мысли. С этой целью в содержание урока необходимо включать:
задания на развитие логического и критического мышления, систематизацию и анализ полученной информации, классификацию объектов, задания для формирования опыта моделирования средствами математики;
задания исследовательского характера, в которых нет явного ответа на поставленный вопрос («Исследовать …»; «Верно ли, что если …, то …»);
задания ТРИЗ-технологии, предполагающие неочевидное решение, которое не может быть получено путем прямого применения известных учащимся схем.
Важной задачей является воспитание у учащихся потребности в изучении математики как учебного предмета, обучение применению математических знаний в повседневной жизни. Этому будет способствовать включение в содержание урока практико-ориентированных заданий, при решении которых усвоенные знания, умения, навыки и способы деятельности применяются в повседневной жизни и при изучении других учебных предметов.
С целью реализации воспитательного потенциала учебного предмета рекомендуется использовать активные методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций, деловая игра, мозговой штурм, вовлечение учащихся в информационно-поисковую, проектную, исследовательскую деятельность.
Согласно типовым учебным планам общего среднего образования на изучение учебного предмета «Математика» на базовом уровне в XI классе отводится 4 часа в неделю. Рекомендуется в I и III четвертях на изучение содержания алгебраического и геометрического компонентов отвести по 2 учебных часа в неделю, во II и в IV четвертях – 3 часа в неделю отвести на изучение содержания алгебраического компонента и 1 час в неделю –на изучение содержания геометрического компонента.
В 2020/2021 учебном году проведена республиканская контрольная работа по учебному предмету «Математика», в которой приняли участие учащиеся IX класса учреждений общего среднего образования. По результатам республиканской контрольной работы подготовлены рекомендации, которые могут быть использованы с целью повышения качества образования по учебному предмету. Данные рекомендации размещены на национальном образовательном портале: http://monitoring.adu.by.
При оценке результатов учебной деятельности учащихся следует руководствоваться Нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденными приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674 (ред. от 18.06.2010 № 420, от 29.09.2010 № 635).
При выставлении отметки за четверть необходимо учесть следующее: в случае, когда учебный материал определенной темы (раздела) по учебному предмету не представляется возможным изучить в рамках четверти, выставление отметки за эту четверть осуществляется как среднее арифметическое отметок по результатам текущей аттестации (поурочных баллов).
В случае отсутствия учащегося на уроке, на котором проводился тематический контроль, в целях проверки и оценки усвоения им учебного материала определенной темы (раздела) по учебному предмету учащийся должен выполнить работу тематического контроля на любом другом уроке.
Для проведения факультативных занятий необходимо использовать учебные программы, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь. Учебные программы факультативных занятий и отдельные компоненты УМК для факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы.
V–XI классы / Математика.
5. Выпускной экзамен
Выпускной экзамен по учебному предмету «Математика» по завершении обучения и воспитания учащихся на II ступени общего среднего образования проводится в форме контрольной работы по единым заданиям; на III ступени общего среднего образования – в форме контрольной работы по разным заданиям для учащихся, изучавших математику на повышенном уровне, и для учащихся, изучавших математику на базовом уровне.
6. Дополнительные ресурсы
При организации образовательного процесса по математике можно использовать следующие интернет-ресурсы:
http://e-asveta.adu.by/index.php/konkursi-olimpiadi-proekti/proektyi-pobediteli-koi/132-matematika-fizika-astronomiya – материалы победителей Республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет»;
https://eior.by/ – единый информационно-образовательный ресурс. Его назначение – поддержка учащихся, получающих общее среднее образование в соответствии с индивидуальным учебным планом, а также учащихся, которые по уважительным причинам временно не могут посещать учреждение образования.
7. Организация методической работы
При планировании методической работы с учителями математики в 2021/2022 учебном году следует учитывать требования нормативных правовых актов, актуальные вопросы развития математического образования, интересы и запросы педагогов, их профессиональные компетенции.
Для организации деятельности методических формирований учителей математики в 2021/2022 учебном году предлагается единая тема «Совершенствование профессиональной компетентности учителей математики по использованию технологии визуализации учебной информации в современном образовательном процессе».
На августовских предметных секциях рекомендуется обсудить следующие вопросы.
1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по математике в 2021/2022 учебном году:
обновленная учебная программа по учебному предмету «Математика» для XI класса, особенности изучения математики в XI классе;
новые учебные пособия по математике дляXI класса и особенности работы с ними;
единый информационно-образовательный ресурс: его назначение, возможности использования в процессе обучения математике;
результаты республиканской контрольной работы по математике как информационная основа совершенствования образовательного процесса.
2. Планирование работы методических формирований в 2021/2022 учебном году:
анализ методической работы в 2020/2021 учебном году;
тенденции развития математического образования в учреждениях общего среднего образования района, актуальные проблемы и пути их решения;
организация работы методической сети учителей математики в 2021/2022 учебном году: планирование работы районных методических объединений и других методических формирований.
На заседаниях методических формирований учителей математики рекомендуется рассмотреть актуальные вопросы методики преподавания математики, использования современных технологий визуализации в образовательном процессе с учетом эффективного педагогического опыта педагогов региона:
использование визуализации учебной информации для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях по математике;
визуализация учебной информации в современных учебных пособиях (учебниках) по математике как эффективное средство формирования предметных компетенций учащихся;
методические особенности использования средств визуализации (опорные конспекты,структурно-логические схемы,интеллект-карты и т.д.) на учебном занятии по математике;
единый информационно-образовательный ресурс, его назначение, возможности использования в процессе обучения математике;
организация учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении математики с использованием развивающей информационно-образовательной среды;
воспитательный потенциал урока математики;
современные средства визуализации на уроке математики;
визуализация учебной информации как одно из средств формирования читательской и математической грамотности учащихся;
использование технологии визуализации учебной информации по математике для повышения степени усвоения учащимися учебного материала;
моделирование современного урока математики с использованием техник визуализации как одного из средств реализации воспитательного потенциала урока.
С целью обеспечения условий для совершенствования профессиональной компетентности педагоговпо использованию современных технологий визуализации в образовательном процессе по математике в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» в 2021/2022 учебном году планируется проведение повышения квалификации и обучающих курсов (тематических семинаров).
Подробная информация о курсовых и межкурсовых мероприятиях, рекомендации по содержанию и организации методической работы с педагогами в 2021/2022 учебном году размещены на сайте государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (www.academy.edu.by).