Главными побудительными силами в процессе учебы для ребенка являются:
– интерес к изучаемому;
– собственные успехи на уроке;
– хорошие отношения с учителем.
Рекомендации по развитию интереса к предмету.
1. Ставьте перед учениками понятные и привлекательные для них цели.
2. Старайтесь сделать урок более привлекательным и интересным:
— используйте загадки, головоломки и игры связанные с темой урока;
— обеспечивайте урок музыкальным сопровождением или используйте плакаты, относящиеся к изучаемому материалу;
— приглашайте на уроки гостей.
3. Связывайте учебную информацию с жизненным опытом школьников. При введении новой темы, спросите учеников, что они знают об этой проблеме, что они слышали или читали по предложенной теме, какие идеи и ассоциации у них возникают и т.п.
4. Старайтесь представить новую информацию в форме проблемы или проблемного вопроса, для чего представляйте различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, говорите о сомнениях и неясностях в отдельных аспектах темы.
5. В решении поставленной перед учащимися проблемы учитывайте все идеи и соображения детей: поощряйте догадки, вопросы и критику; позволяйте им доказывать и проверять даже явно ложные идеи; учите спорить друг с другом и опровергать уже имеющиеся версии.
Рекомендации по созданию ситуации успеха для учащихся на уроке
1. При развитии мотива достижений ориентируйте учеников на самооценку деятельности. — Спрашивайте у ученика: «Ты удовлетворен результатом?» вместо оценочного предложения «Ты хорошо справился с работой».
— Проводите индивидуальные беседы для обсуждения достижений и промахов, постоянно интересуйтесь отношением ученика к процессу и результату своей деятельности.
2. Сделайте ситуацию успеха достижимой.
— Выбирайте такие задания, при выполнении которых ученик чаще достигал бы успеха, чем терпел неудачу.
— Если у ребят возникают трудности при изучении темы, разбейте ее на более мелкие разделы.
— Выбирайте адекватную методику преподавания предмета, опирающуюся на возрастные особенности учащихся, старайтесь держать в центре внимания не предмет, а ребенка.
3. Как можно чаще ставьте учеников в ситуацию выбора цели.
— В начале изучения темы информируйте учеников о том, чему они должны научиться, какие формы работы и проверки знаний могут быть использованы, предложите полную программу действий с вариантами выбора.
— Предложите ученикам самим выбрать способ достижения цели.
— Предлагайте ученикам самим выбрать для себя уровень сложности заданий.
4. Помогайте ученикам ставить перед собой реалистические цели.
— Поощряйте учеников, которые ставят перед собой достижимые цели, попробуйте вместе усложнять их со временем.
— В ситуациях, когда ученик ставит перед собой нереально высокие цели, предложите ему альтернативу.
— Помогите ученикам составить план действий по достижению поставленной цели. Расспросите учеников о том, когда и где они будут работать над достижением своих целей, что им для этого понадобится, и когда они предполагают закончить.
5. Помогайте ученикам увидеть связь между их усилиями и результатом труда.
— После выполнения задания попросите учеников рассказать, что было особенно трудным, и как они с этим справились.
— Обсуждайте причины не только успехов, но и неудач.
— Старайтесь избегать быстрых выводов о причинах успехов и неудач подростков.
Рекомендации для учителя по эффективному взаимодействию с учащимися на уроке
1. Демонстрируйте уважение к ребенку как личности, уважайте индивидуальность каждого ребенка.
2. Отказывайтесь от частого подчеркивания способностей одних и неуспехов других, от прямого противопоставления детей друг другу.
3. Старайтесь обращаться к детям только по имени.
4. Замечайте даже маленькие успехи «слабых», но не подчѐркивайте это как нечто неожиданное.
5. Настраивайте каждого ребенка на успех: внушайте мысли не о препятствиях, а об удаче. 6. Никогда не сравнивайте ребенка с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня написал лучше, чем вчера; быстрее решил и т.д.);
7. Создайте условия для демонстрации детьми их успехов одноклассникам.