Памятка для учащихся "Как не стать жертвой"
Статья. "О жестоком обращении с детьми"
Уважаемые родители!
В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.
Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.
Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни...
- Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.
- Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.
- Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.
- Воспитывайте в ребёнке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
- Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.
- Обсуждайте с ребёнком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
- Не иронизируйте над ребёнком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.
- Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребёнок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.
- Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребёнка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.
- Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребёнка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.
- Постарайтесь сделать так, чтобы ребёнок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.
- Учите ребёнка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если?..
- Если ваш ребёнок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его жизнь невозможна.
- Не обсуждайте при ребёнке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.
- Не формируйте у своего ребёнка комплекс вины за случившееся.
- Не позволяйте другим людям выражать вашему ребёнку сочувствие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.
- Дайте возможность своему ребёнку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.
Эмоциональное насилие – длительная неадекватная реакция взрослых в ответ на экспрессивное поведение ребёнка.
Психологическое насилие – длительное неадекватное поведение взрослых, подавляющее личность ребёнка, его творческий и интеллектуальный потенциал.
Примеры эмоционального и психологического насилия:
- запугивание ребёнка
- ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов,
- используют для запугивания свой рост, возраст,
- на него кричат,
- угрожают насилием по отношению к другим (родителям ребёнка, друзьям,
животным и так далее).
- использование силы общественных институтов
- религиозной организации, суда, милиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее.
- использование изоляции
- контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой.
Над ребёнком также совершают эмоциональное насилие, если:
- унижают его достоинство,
- используют обидные прозвища,
- используют его в качестве доверенного лица,
- при общении с ребёнком проявляют непоследовательность,
- ребёнка стыдят,
- используют ребёнка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому).
Над ребенком совершено экономическое насилие, если:
- не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег,
- взрослыми растрачиваются семейные деньги,
- ребёнок используется как средство экономического торга при разводе.
К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:
- угрозы бросить его (а в детском доме - исключить и перевести в другое учреждение),
- угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам. • используют свои привилегии: обращаются с ребёнком как со слугой, с подчиненным,
- отказываются сообщать ребёнку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе: о посещениях его родителями, опекунами, ребенка перебивают во время разговоров
Формы эмоционального, психологического и экономического насилия часто возводятся в ранг «системы воспитания», и бывает очень трудно скорректировать такую позицию людей, долг которых - забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество (это то, что должно вкладываться в понятие «воспитание»)