Актуальность инновационного проекта.
В ГУО «Новкинская средняя школа Витебского района» обучаются дети с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР).. На первой ступени общего среднего образования по программам для детей с нарушениями психического развития, тяжелыми нарушениями речи, интеллектуальной недостаточностью обучаются 16 учащихся. Наблюдая за детьми в течение нескольких лет, педагоги отмечают ряд особенностей, присущих этой категории учащихся. Среди них выделяют:
неразвитость адаптационных способностей;
своеобразие, неадекватность поведения учащихся;
ригидность нервной системы;
быстрая утомляемость;
тревожность.
У большинства детей с ОПФР неустойчивая эмоционально-волевая сфера, что ведет к нарушению этических норм поведения учащихся, возникновению у них трудностей в установлении здоровых межличностных контактов, как со сверстниками, так и со взрослыми.
В связи с этим существует необходимость целенаправленного формирования и развития эмоциональной сферы личности учащихся с ОПФР, так как это является предпосылкой удачного усвоения знаний, а также определяет успех обучения в целом, содействует саморазвитию личности. Развитие эмоциональной сферы личности ребенка с ОПФР зависит от внешних и внутренних факторов, которые играют большую роль в становлении ребенка как личности.
Цель проекта
Целью проекта является – развитие эмоциональной сферы учащихся с особенностями психофизического развития посредством использования коррекционно-развивающих занятий на уроках и во внеурочной деятельности.
Задачи:
Внедренческий этап:
внедрить модель формирования эмоциональной сферы личности учащихся с ОПФР на первой ступени общего среднего образования.
Рефлексивный этап:
осуществлять систематический психолого-педагогический мониторинг эффективности разработанной модели формирования сферы личности учащихся с ОПФР на первой ступени общего среднего образования.
Содержание работы
С сентября 2021 года, учитывая календарно-тематическое планирование, учителя-дефектологи составили программу по развитию эмоциональной сферы учащихся с ОПФР. В связи с этим был составлен план работы на текущий учебный год (Приложение ).
Оценка результатов реализации инновационного проекта.
Для оценки результатов был использован тест «Я и эмоции», включающий в себя 39 вопросов, затрагивающих разные аспекты эмоционально-волевой сферы (агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, чувство вины). Данный тест помогает выявить преобладающий тип деструктивных эмоций Положительный ответ на определенные вопросы свидетельствовал о преобладании той или иной негативной эмоциональной реакции.
Демонстрация и трансляция опыта реализации областного творческого (исследовательского) проекта
Проблемы и перспективы в развитии.
В Государственном учреждении образования «Новкинская средняя школа Витебского района» имеются условия и ресурсы для инновационной деятельности.
Педагогический коллектив отличается высоким образовательным и квалификационным уровнем. Педагоги являются активными пользователями информационных технологий в образовании. Школа имеет достаточное материально-техническое обеспечение для реализации проекта.
Однако стоит отметить ряд затруднений:
частое отсутствие детей в период сезонных острых респираторных заболеваний;
психологические барьеры (замкнутость, стеснительность при выражении своих эмоций).
В перспективах работы на 2022-2023 учебный год планируется:
консультативно-просветительская работа с родителями учащихся с ОПФР;
обобщение индивидуального и коллективного опыта, сформировавшегося в процессе реализации проекта;
выпуск методического вестника ;
разработка буклетов на тему «Мир эмоций»;
внедрение результатов инновационного проекта в практику работы интегрированных классов.