Инновационный проект "Внедрение модели формирования эмоциональной сферы у учащихся с ОПФР"

Дата: 17 марта в 14:10, Обновлено 17 марта в 17:34

Отчет по инновационному проекту «Внедрение модели формирования эмоциональной сферы личности учащихся с особенностями психофизического развития в процессе коррекционно-педагогической работы»

Начиная с 2020 года на базе Учреждения образования «Новкинская средняя школа» начал свою реализацию инновационный проект «Внедрение модели формирования эмоциональной сферы личности учащихся с особенностями психофизического развития в процессе коррекционно-педагогической работы».

Цель - апробация на практике модели формирования эмоциональной сферы личности учащихся с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) в процессе коррекционно-педагогической работы.

Задачи:

  • изучить теоретические и научно-методические подходы к проблеме создания модели формирования эмоциональной сферы личности учащихся с ОПФР на первой ступени общего среднего образования;
  • исследовать особенности эмоциональной сферы личности учащихся с ОПФР на первой ступени общего среднего образования;
  • разработать модель формирования эмоциональной сферы личности учащихся с ОПФР на первой ступени общего среднего образования;
  • внедрить модель формирования эмоциональной сферы личности учащихся с ОПФР на первой ступени общего среднего образования;
  • осуществлять систематический психолого-педагогический мониторинг эффективности разработанной модели формирования эмоциональной сферы личности учащихся с ОПФР на первой ступени общего среднего образования

Исходя из целей и задач была разработана программа программа инновационного проекта.

Программа инновационной деятельности

  1. Подготовительный этап (сентябрь – октябрь 2020 года)
  1. Ознакомление педагогов – участников инновационного проекта с основными идеями. Обсуждение проекта на педагогическом совете.
  2. Организация внутришкольной методической учебы с привлечением научного консультанта.
  3. Создание творческой группы педагогов – реализаторов инновационного проекта. Разработка педагогами – участниками проекта индивидуальных программ реализации инновационных идей на 2020/2021 учебный год.
  4. Разработка индивидуальных программ самообразования по теме проекта.
  5. Диагностика инновационного потенциала педагогов, включаемых в работу по реализации проекта.
  6. Разработка системы управления деятельностью по внедрению в государственном учреждении образования «Новкинская средняя школа Витебского района» модели формирования эмоциональной сферы личности у учащихся с особенностями психофизического развития в процессе коррекционно-педагогической работы, на первой ступени общего среднего образования.
  7. Разработка научно-методического сопровождения проекта.
  8. Работа с родительской общественностью с целью ознакомления их с основными идеями проекта, обеспечения понимания значимости формирования у учащихся эмоциональной сферы, их положительном влиянии на академическую успешность, работа по формированию у родителей положительного отношения к осуществляемой инновационной деятельности и заинтересованности в успешности ее проведения, создание у родителей опережающего образовательного запроса на формирование у обучающихся метапредметных компетентностей.

II. Организационный этап (ноябрь 2020 года – декабрь 2020 года)

  1. Осуществление консультационной работы по реализации инновационного проекта.
  2. Проведение входной диагностики с целью выявления уровня сформированности эмоциональной сферы личности у учащихся  с ОПФР на первой ступени общего среднего образования.
  3. Создание информационной образовательной среды школы по реализации инновационного проекта.
  4. Разработка комплекса условий (организационно-управленческих, информационно-методических, материально-технических, мотивационно-психологических), обеспечивающих эффективное внедрение модели формирования эмоциональной сферы обучающихся.
  5. Разработка локальной документации, регламентирующей деятельность в рамках реализации проекта.

III. Практический этап (январь – май 2021 года, сентябрь 2021 года – май 2022 года, сентябрь 2022 года – март 2023 года)

  1. Работа по реализации планов осуществления инновационного проекта.
  2. Разработка дидактического обеспечения процесса формирования эмоциональной сферы личности учащихся с ОПФР на первой ступени общего среднего образования.
  3. Проведение учебных и коррекционных занятий, на которых будет осуществлено внедрение разработанного дидактического обеспечения.
  4. Осуществление мониторинговых исследований динамики уровня сформированности эмоциональной сферы личности у учащихся с ОПФР.
  5. Подведение промежуточных итогов, их коллегиальное обсуждение.
  6. Осуществление научно-методического сопровождения процесса внедрения модели формирования эмоциональной сферы личности учащихся с ОПФР на первой ступени общего среднего образования.

IV. Обобщающий этап (апрель – июнь 2023 года)

  1. Проведение выходной диагностики уровня сформированности эмоциональной сферы личности у  учащихся с ОПФР на первой ступени общего среднего образования.
  2. Изучение, интерпретация и обобщение результатов внедрения модели формирования эмоциональной сферы личности учащихся с ОПФР на первой ступени общего среднего образования.
  3. Анализ эффективности внедряемой модели формирования эмоциональной сферы личности у учащихся с ОПФР в процессе коррекционно-педагогической работы, и разработанного дидактического обеспечения.
  4. Обобщение индивидуального и коллективного опыта, сформировавшегося в процессе реализации проекта. Оформление созданных материалов, подготовка к ознакомлению педагогической общественности с полученными результатами.
  5. Разработка методических рекомендаций для учителей-дефектологов, педагогов-психологов, учителей начальных классов по формированию эмоциональной сферы личности учащихся с ОПФР на первой ступени общего среднего образования.
  6. Внедрение результатов инновационного проекта в практику работы интегрированных классов других учреждений образования Витебского региона.

В ходе Ⅱ организационного этапа (в период с ноября 2020 по декабрь 2020 года) была проведена входная диагностика учащихся с ОПФР на первой ступени общего среднего образования с целью выявления уровня сформированности эмоциональной сферы.

В экспериментальном исследовании были задействованы 11 учащихся (10 их них с задержкой психического развития, 1- с интеллектуальной недостаточностью в легкой степени).

Для обследования детей нами были использованы методики Е.И. Изотовой, М. Люшера, М.З. Друкаревич. Нами были выбраны именно данные методики, так как они наиболее полно характеризуют особенности эмоционального развития и наличие негативных эмоциональных проявлений.

  1. Методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотова

Цель: выявить особенности идентификации эмоций различных модальностей у детей младшего школьного возраста, индивидуальные особенности эмоционального развития. Выявить возможности детей в воспроизведении основных эмоциональных состояний и их вербализации.

  1. Цветовой тест М. Люшера

Цель: выявить особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности.

  1. Методика «Рисунок несуществующего животного» М.З. Друкаревича

Цель: выявить особенности эмоциональной сферы, наличие тревожности, негативных эмоциональных проявлений, скрытых страхов.

Методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой выявила, что:

- 60% был выявлен средний уровень развития эмоциональной сферы, они смогли правильно определить и соотнести 4-6 эмоциональных состояний.

- 10% детей имеют высокий уровень эмоционального развития, они смогли правильно назвать и соотнести 7-9 эмоций.

- 20% показали низкий уровень развития эмоциональной сферы, они смогли определить и соотнести до 3 эмоциональных проявлений.

Цветовой тест М. Люшера показал наличие тревожности и агрессивности высокой степени у 30% детей, у 70% была выявлена тревожность средней степени.

Методика «Несуществующее животное» выявила наличие тревожности и страхов у 80% детей, у них был обнаружен тревожный характер линий или слишком сильный нажим карандаша. 20% детей не смогли нарисовать несуществующее животное.

Результаты проведенных диагностических исследований, выявленные особенности эмоциональной сферы у детей с ОПФР, говорят о необходимости коррекционной работы по формированию эмоциональной сферы у исследуемой группы.

В связи с этим существует необходимость целенаправленного формирования и развития эмоциональной сферы личности учащихся с ОПФР, так как это является предпосылкой удачного усвоения знаний, а также определяет успех обучения в целом, содействует саморазвитию личности. Развитие эмоциональной сферы личности ребёнка с ОПФР зависит от внешних и внутренних факторов, которые играют большую роль в становлении ребёнка как личности.

Выбор адекватной программы эмоционального развития и воспитания будет способствовать формированию максимально возможного уровня социальной адаптации учащихся с ОПФР и обеспечит участие каждого ребенка в процессе социально-эмоционального взаимодействия. Создание и поддержание ситуации «эмоционального комфорта» во время пребывания в школе (на уроках, во время внеурочных мероприятий) позволит снизить уровень тревожности. Так как интерес к учению у школьников с ОПФР снижен, активизация познавательной деятельности путем положительного эмоционального подкрепления может стать пусковым механизмом интереса к учебному материалу. Стимуляции интеллектуальных процессов послужит поддержание положительного эмоционального настроя в процессе учебной работы, опора на увлечения, интересы, склонности учеников, демонстрация доверия, использование индивидуального подхода.


 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.