ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ»
1. Учебные программы
В 2021/2022 учебном году используются следующие учебные программы:
Класс |
IX |
Х |
XI |
||
базов. уров. |
повыш. уров. |
базов. уров. |
повыш. уров. |
||
Год утверждения (издания) учебной программы |
2019 |
2020 |
2020 |
2021 |
2021 |
Все учебные программы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by /Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы.
V–XI классы / Обществоведение.
Обращаем внимание, что в связи с поэтапным переходом на обновленное содержание образовательных программв 2021/2022 учебном году по новым учебным программам будут учиться учащиеся XI класса.
В содержание учебной программы для XI класса внесены следующие изменения:
базовый уровень изучения учебного предмета:
проведено обновление и установлена новая последовательность изучения разделов: Раздел I. «Становление информационной цивилизации», Раздел II. «Беларусь в мировом сообществе», Раздел III. «Правовая система Республики Беларусь», Раздел IV. «Основные направления внутренней политики белорусского государства»;
включены актуальные темы, соответствующие современному уровню развития социально-гуманитарного знания («Устойчивое развитие – идеал развития XXI века», «Правовые основы международных отношений» и др.);
исключено дублирование тем и вопросов, изучаемых в IX и Х классах (раздел «Конституция Республики Беларусь», вопросы социально-экономического развития и социальной политики белорусского государства и др.);
конкретизированы основные требования к результатам учебной деятельности учащихся;
повышенный уровень изучения учебного предмета:
введен учебный материал профориентационного характера;
увеличено количество учебных часов на отработку умений применять знания при решении учебно-познавательных задач, на проведение учебных исследований, подготовку проектов;
конкретизированы и расширены основные требования к результатам учебной деятельности учащихся.
В учебных программах предусмотрено резервное время: на базовом уровне изучения учебного предмета – 5 часов, на повышенном уровне изучения учебного предмета – 4 часа.
2. Учебные издания
В 2021/2022 учебном году будут использоваться новые учебные пособия:
XI класс
Обществоведение: учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения с электронным приложением для повышенного уровня/ О.И. Чуприс [и др.]; под ред. О.И. Чуприс. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2021;
Грамадазнаўства: вучэбны дапаможнік для 11 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання з электронным дадаткам для павышанага ўзроўню / В.І. Чупрыс [і інш.]; пад рэд. В.І. Чупрыс. – Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2021.
На национальном образовательном портале (http://e-padruchnik.adu.by)размещены электронные версии данных учебных пособий, предусмотренных для изучения учебного предмета «Обществоведение» на базовом уровне. Электронные приложения для повышенного уровня размещены на ресурсе (http://profil.adu.by).
Рекомендации по работе с новыми учебными пособиями размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Обществоведение.
Примерное календарно-тематическое планирование для XI класса размещено на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Обществоведение.
К 2021/2022 учебному году подготовлены новые издания для учителей:
Обществоведение. 10 класс. Дидактические и диагностические материалы (базовый и повышенный уровни): пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Е.А. Полейко, Е.Ю. Смирнова. – Минск: Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, 2021;
Обществоведение. 11 класс. Дидактические и диагностические материалы (базовый и повышенный уровни): пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В.Н. Гирина. – Минск: Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, 2021.
Полная информация об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебному предмету «Обществоведение» в 2021/2022 учебном году размещена на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы.
V–XI классы / Обществоведение.
3. Организация образовательного процесса при изучении учебного предметана повышенном уровне
На II ступени общего среднего образования учебный предмет «Обществоведение» может изучаться на повышенном уровне в IX классе в объеме не более 2 дополнительных учебных часов в неделю. Рекомендации по организации изучения обществоведения на повышенном уровне размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Обществоведение.
Методические рекомендации по организации образовательного процесса на повышенном уровне в X–XI классах учреждений общего среднего образования с использованием новых учебных пособий размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Обществоведение.
4. Особенности организации образовательного процесса
Реализация воспитательного потенциала учебного предмета. В 2021/2022 учебном году необходимо обратить особое внимание на реализацию в образовательном процессе воспитательного потенциала учебного предмета. Решение этой задачи связано с достижением учащимися личностных образовательных результатов.
Учебной программой по учебному предмету «Обществоведение» предусмотрено достижение учащимися следующих личностных результатов: сформированность нравственных ценностных ориентаций, руководство в своем поведении принятыми в обществе нравственными нормами и общечеловеческими ценностями; национальное самосознание, чувство патриотизма; принятие ценности семейной жизни и проявление ответственности за семью; социально активное и ответственное поведение; осознание и руководство в своей деятельности конституционными правами и обязанностями; толерантность, готовность и способность к взаимопониманию, диалогу и сотрудничеству; эстетическое отношение к миру, всем сферам жизнедеятельности общества; потребность в самореализации и самосовершенствовании; готовность к непрерывному образованию.
При формулировке воспитательных задач урока следует ориентироваться на указанные личностные результаты. При этом важно избежать формального подхода к определению воспитательных задач урока. В связи с тем, что культура личности (нравственная, правовая, экологическая и т.д.) включает когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты, воспитательная задача урока может предусматривать создание условий для формирования соответствующих знаний о нормах поведения, эмоционально-ценностного отношения учащихся к ним, способов деятельности, направленных на реализацию усвоенных норм поведения. Одна и та же воспитательная задача может решаться на разных уроках с использованием разных методов, приемов и средств обучения.
Отбор учебного материала для урока необходимо осуществлять с учетом его воспитательного воздействия на учащихся. Изучаемый на уроке учебный материал должен представлять образцы нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, уважительного отношения к труду, самосовершенствования личности.
Принципиально важно при изучении учебного предмета «Обществоведение» акцентировать внимание учащихся на достижениях нашей страны в различных сферах жизнедеятельности (наука, образование, культура, здравоохранение, экономика, спорт и др.).
При подборе дидактического материала для учебных занятий рекомендуется отдавать предпочтение таким упражнениям и заданиям, которые целенаправленно формируют эмоционально-ценностное отношение учащихся к различным явлениям окружающей жизни, изучаемым на уроке. Эффективными для реализации воспитательного потенциала урока будут задания, в которых учащимся предлагается:
оценить изучаемые события, явления, процессы с точки зрения общепринятых норм поведения и др.;
проявить собственную нравственную, гражданскую позицию; высказать свое отношение к изучаемому материалу (сделать моральный выбор, принять решение и обосновать свою позицию).
На уроке необходимо организовывать активную познавательную деятельность учащихся с учетом поставленной воспитательной задачи. Рекомендуется использовать такие методы обучения, как создание проблемных ситуаций, деловая игра, мозговой штурм, дискуссия, решение учебно-познавательных задач и анализ жизненно-практических ситуаций.
При этом особое внимание следует уделять развитию культуры речи учащихся, умения корректно относиться к иным точкам зрения, проявлять уважительное отношение к собеседнику.
С целью эффективной реализации воспитательного потенциала учебного предмета «Обществоведение» рекомендуется использовать в образовательном процессе следующие учебные издания и ресурсы:
«Я – гражданин Республики Беларусь». – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2020;
«Гордость за Беларусь». – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2020;
https://pravo.by– Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь;
http://fingramota.by – Единый портал финансовой грамотности.
Резервное время на изучение учебного предмета, предусмотренное учебной программой, рекомендуется использовать для отработки знаний и умений учащихся по наиболее сложным вопросам, для обобщения и систематизации знаний учащихся по изученному разделу, проведения тематического и итогового контроля результатов усвоения содержания учебного предмета.
Обращаем внимание, что с целью предупреждения перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания необходимо строго дозировать его объем; разъяснять учащимся содержание, порядок и приемы выполнения домашних заданий. Проектные и творческие задания, требующие использования дополнительной литературы, могут быть предложены для выполнения дома только по желанию учащихся.
При оценке результатов учебной деятельности учащихся следует руководствоваться Нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденными приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674 (ред. от 18.06.2010 № 420, от 29.09.2010 № 635).
При выставлении отметки за четверть следует учесть следующее:
в случае, когда учебный материал определенной темы (раздела) по учебному предмету не представляется возможным изучить в рамках четверти, выставление отметки за эту четверть осуществляется как среднее арифметическое отметок по результатам текущей аттестации (поурочных баллов);
в случае, когда учебный материал определенной темы (раздела) по учебному предмету не представляется возможным изучить в рамках четверти, выставление отметки за эту четверть осуществляется как среднее арифметическое отметок по результатам текущей аттестации (поурочных баллов).
В случае отсутствия учащегося на уроке, на котором проводился тематический контроль, в целях проверки и оценки усвоения им учебного материала определенной темы (раздела) по учебному предмету учащийся должен выполнить работу тематического контроля на любом другом уроке.
Для проведения факультативных занятий предлагается использовать учебные программы, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь. Учебные программы факультативных занятий по учебному предмету «Обществоведение» размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Обществоведение.
5. Дополнительные ресурсы
При подготовке и проведении учебных занятий по обществоведению рекомендуется использовать материалы, размещенные на следующих интернет-ресурсах:
https://www.belarus.by– официальный сайт Республики Беларусь;
http://www.un.by– сайт Организации Объединенных Наций в Беларуси;
http://www.belstat.gov.by – официальныйсайт Национального статистического комитета Республики Беларусь;
http://www.academy.edu.by– страница «В помощь методисту и педагогу» на сайте Академии последипломного образования.
Обращаем особое внимание на образовательный потенциал этих ресурсов, так как они предоставляют широкие возможности для формирования и совершенствования не только предметных, но и метапредметных результатов учебно-познавательной деятельности учащихся.
В помощь учителю авторами учебных пособий для IX и X классов созданы блоги, в которых публикуются методические рекомендации по использованию новых учебных пособий в образовательном процессе: https://hramadaznaustva9.blogspot.com,
https://hramadaznaustva10.blogspot.com,
https://hramadaznaustva11.blogspot.com.
При организации образовательного процесса можно использовать единый информационно-образовательный ресурс https://eior.by.Его назначение – поддержка учащихся, получающих общее среднее образование в соответствии с индивидуальным учебным планом, а также учащихся, которые по уважительным причинам временно не могут посещать учреждение образования.
6. Организация методической работы
В 2021/2022 учебном году для организации деятельности методических формирований учителей обществоведения предлагается единая тема «Совершенствование профессиональной компетентности учителей обществоведения по использованию технологии визуализации учебной информации в современном образовательном процессе».
Развитие профессиональных компетенций педагогов осуществляется через работу методических формирований: школ молодого учителя, школ совершенствования педагогического мастерства, школ передового педагогического опыта, творческих и проблемных групп, школьного, районного (городского) методического объединения учителей по учебному предмету «Обществоведение». Деятельность этих методических формирований должна планироваться на основе анализа результатов методической работы в предыдущем учебном году, с учетом предметно-методического уровня и квалификации учителей, их профессиональных интересов, запросов.
На августовских предметных секциях учителей рекомендуется обсудить следующие вопросы.
1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебному предмету «Обществоведение» в 2021/2022 учебном году:
новая учебная программа по учебному предмету «Обществоведение» для XI класса;
новые компоненты УМК по учебному предмету «Обществоведение» (XI класс) и особенности работы с ними;
единый информационно-образовательный ресурс: назначение, содержание, возможности использования в образовательном процессе по обществоведению;
новые публикации в научно-методических журналах «Гісторыя і грамадазнаўства» и «Беларускі гістарычны часопіс».
2. Анализ результатов работы методических формирований учителей истории и обществоведения в 2020/2021 учебном году. Планирование работы районного методического объединения, творческих групп, школы молодого учителя и других методических формирований на 2021/2022 учебный год.
В течение учебного года рекомендуется провести не менее четырех методических мероприятий (одно из них посвятить рассмотрению вопросов преподавания только обществоведения) и рассмотреть на заседаниях методических формирований учителей истории и обществоведения (методическое объединение, школа молодого учителя, школа совершенствования педагогического мастерства, творческие группы и др.) следующие актуальные вопросы методики обучения истории и обществоведению (с учетом имеющегося эффективного педагогического опыта педагогов региона):
педагогический потенциал визуализации в современных технологиях обучения;
новые подходы к дидактическому конструированию учебных знаний в условиях «визуального поворота»;
формирование обществоведческих знаний с помощью визуальных форм и средств;
воспитательный потенциал уроков по обществоведению;
использование методов визуализации в развитии познавательных интересов учащихся, формировании у них мотивации к изучению учебного предмета;
когнитивные карты как форма репрезентации научного знания в процессе освоения учащимися содержания учебного предмета «Обществоведение»;
когнитивная визуализация дидактических объектов для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, формирования ключевых компетенций, достижения метапредметных, предметных и личностных результатов обучения учащихся;
использование визуальных форм представления учебного материала в процессе обучения обществоведению как средство совершенствования самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся;
актуальные методы когнитивной визуализации и их применение к решению различных учебных задач в образовательном процессе по обществоведению;
практика формирования метапредметных и предметных компетенций учащихся посредством использования современных визуальных методов обучения;
моделирование современного урока обществоведения с использованием техник визуализации как одного из средств реализации воспитательного потенциала урока.
С целью обеспечения условий для развития профессиональной компетентности учителей истории и обществоведения в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» в 2021/2022 учебном году планируется проведение повышения квалификации и обучающих курсов (тематических семинаров).
Информация о курсовых и межкурсовых мероприятиях, рекомендации по содержанию и организации методической работы с педагогами в 2021/2022 учебном году будут размещены на сайте государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (www.academy.edu.by).