ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
1. Учебные программы
В 2021/2022 учебном году используются следующие учебные программы:
Класс |
I |
II |
III |
IV |
Год утверждения (издания) учебной программы |
2017 |
2017 |
2017 |
2018 |
Все учебные программы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы.
I–IV классы.
2. Учебные издания
В 2021/2022учебном году используются учебные пособия, электронные версии которых размещены на национальном образовательном портале(http://e-padruchnik.adu.by).
Полная информация об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебному предмету «Музыка» в 2021/2022 учебном году размещена на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы.
I–IV классы.
3. Особенности организации образовательного процесса
В соответствии с Планом мероприятий по формированию в обществе культа государственных символов Республики Беларусь, утвержденным Главой Администрации Президента Республики Беларусь от 13.05.2013 № 10/91, в ходе преподавания учебного предмета «Музыка» у обучающихся учреждений общего среднего образования необходимо сформировать умение исполнять Государственный гимн Республики Беларусь и правильно вести себя при его официальном исполнении.
Реализация воспитательного потенциала учебного предмета. В 2021/2022 учебном году необходимо обратить особое внимание на реализацию в образовательном процессе воспитательного потенциала учебного предмета. Решение этой задачи связано с достижением учащимися личностных образовательных результатов.
Результатом воспитывающего обучения на уроках музыкидолжны быть следующие личностные результаты: развитие интереса к миру культуры и искусства, развитие ценностно-смысловых установок музыкальной деятельности, развитие творческих способностей (воображения, фантазии, творческой инициативы и активности), понимание ценности красоты, развитие художественного вкуса, формирование установки на организацию собственного социально-культурного досуга, развитие представлений о нравственных ценностях, таких как дружба, любовь, взаимовыручка и т.д.
При формулировке воспитательных задач урока целесообразно ориентироваться на указанные личностные результаты.
В силу специфики учебного предмета каждая тема строится с учетом принципа связи музыки с жизнью, а потому на каждом уроке учителю важно находить способы формирования мировоззренческих установок учащихся, коллективной и индивидуальной ответственности, инициативности, креативности, эмоционального интеллекта и других личностных качеств. Помимо этого, при изучении музыкальных произведений могут актуализироваться жизненные вопросы, связанные с содержанием конкретного произведения. Например, могут быть обсуждены темы бережного отношения к природе, заботы о близких людях, важности труда в жизни людей, сохранения памяти о героях Великой Отечественной войны и др.
При организации образовательного процесса необходимо создавать на занятиях атмосферу художественного поиска, эмоционального восприятия музыки и окружающей действительности, поиска учащимися способов творческого самовыражения.
С целью реализации воспитательного потенциала учебного предмета «Музыка» следует активно использовать такие методы работы, как создание проблемных ситуаций, моделирование художественно-творческого процесса, имитация концертных выступлений перед различными группами слушателей, музыкальная викторина на разгадывание «эмоционального кода» произведений и др.
Обращаем вниманиена то, что обучение музыке в I–IV классах учреждений общего среднего образования осуществляется на содержательно-оценочной основе (без выставления отметок).
В течение учебного года учитель должен вести систематический учет результатов учебной деятельности учащихся. Форму и вид фиксации результатов усвоения учащимися умений и навыков, предусмотренных учебной программой по учебному предмету «Музыка», учитель определяет самостоятельно.
По учебному предмету «Музыка» выполнение домашних заданий не предусматривается.
В учреждениях общего среднего образования, в которых осуществляются обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования с изучением учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства (базовая школа-колледж искусств, средняя школа-колледж искусств, гимназия-колледж искусств), по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования наряду с обязательными выпускными экзаменами учащиеся сдают выпускной экзамен по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей в области отдельных видов искусства.
В иных учреждениях общего среднего образования учебные предметы, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства, могут изучаться на факультативных занятиях в пределах максимальной допустимой учебной нагрузки на одного учащегося.
Для проведения факультативных занятий используются учебные программы, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.
Учебные программы факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале:https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы; Допрофессиональная и профессиональная подготовка.
4. Организация методической работы
При планировании методической работы с учителями музыки в 2021/2022 учебном году следует учитывать требования нормативных правовых актов, актуальные вопросы развития музыкального образования, интересы и запросы педагогов, уровень их профессиональной компетентности.
Для организации деятельности методических формирований учителей музыки в 2021/2022 учебном году предлагается единая тема «Совершенствование профессиональной компетентности учителей музыки по использованию технологии визуализации учебной информации в образовательном процессе».
На августовских предметных секциях рекомендуется обсудить следующие вопросы.
1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по музыке в 2021/2022 учебном году:
учебные программы по музыке на 2021/2022 учебный год;
способы эффективного использования в образовательном процессе компонентов учебно-методических комплексов по музыке.
2. Планирование работы методических формирований в 2021/2022 учебном году:
анализ методической работы в 2020/2021 учебном году;
организация работы методической сети учителей музыки в 2021/2022 учебном году: планирование работы районных методических объединений и других методических формирований.
В течение учебного года на заседаниях методических формирований учителей музыки рекомендуется рассмотреть вопросы использования современных технологий визуализации учебного материала в образовательном процессе с учетом эффективного опыта педагогов региона:
виды и способы визуализации учебной информации по музыке;
повышение эффективности учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством визуализации учебной информации по музыке;
воспитательный потенциал уроков музыки;
формирование метапредметных, предметных, личностных компетенций учащихся на основе визуализации учебного материала на уроках музыки;
приемы визуализации формы и содержания музыкального произведения;
моделирование урока музыки с использованием техник визуализации как одного из средств реализации воспитательного потенциала урока.
С целью обеспечения условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов по использованию современных технологий визуализации в образовательном процессе по музыке в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» в 2021/2022 учебном году планируется проведение повышения квалификации и обучающих курсов (тематических семинаров).
Подробная информация о курсовых и межкурсовых мероприятиях, рекомендации по содержанию и организации методической работы с педагогами в 2021/2022 учебном году размещены на сайте государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (www.academy.edu.by).