ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ»
1. Учебные программы
В 2021/2022 учебном году используются следующие учебные программы:
Класс |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
|
Год утверждения (издания) учебной программы |
2020 |
2020 |
2020 |
2020 |
2020 |
|
Все учебные программы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы.
V–XI классы / Трудовое обучение.
2. Учебные издания
В 2021/2022 учебном году используются учебные пособия, электронные версии которых размещены на национальном образовательном портале: http://e-padruchnik.adu.by.
Рекомендации по работе с учебными пособиями размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Трудовое обучение.
К 2021/2022 учебному году подготовлено новое издание для учителей:
Трудовое обучение. Обслуживающий труд. 9 класс. Дидактические и диагностические материалы: пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В.Е. Шарапова. – Минск: Сэр-Вит, 2021.
Полная информация об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебному предмету «Трудовое обучение» в 2021/2022 учебном году размещена на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы.
V–XI классы / Трудовое обучение.
3. Организация образовательного процесса на повышенном уровне
На II ступени общего среднего образования учебный предмет «Трудовое обучение» может изучаться на повышенном уровне в VIII и IX классах в объеме не более двух дополнительных учебных часов в неделю. Рекомендации по организации изучения учебного предмета «Трудовое обучение» на повышенном уровне размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы.
V–XI классы / Трудовое обучение.
4. Особенности организации образовательного процесса
Реализация воспитательного потенциала учебного предмета. В 2021/2022 учебном году необходимо обратить особое внимание на реализацию в образовательном процессе воспитательного потенциала учебного предмета. Решение этой задачи связано с достижением учащимися личностных образовательных результатов.
Учебной программой по учебному предмету «Трудовое обучение» предусмотрено достижение учащимися следующих личностных образовательных результатов: формирование системы ценностных ориентаций личности, конструкторско-технологических и творческих способностей, технического и художественного мышления, коммуникативных и организаторских умений в процессе выполнения различных видов трудовой деятельности; воспитание трудолюбия, культуры труда, инициативности и самостоятельности, эстетического вкуса, культуры поведения и общения, приобщение к культурным национальным ценностям и традициям.
При формулировке воспитательных задач урока следует ориентироваться на указанные личностные образовательные результаты.
В содержании учебного предмета «Трудовое обучение» в наибольшей мере на достижение личностных образовательных результатов ориентированы темы, предусматривающие изучение и приготовление блюд белорусской кухни, изучение ассортимента тканей белорусского производства, пород древесины, произрастающих на территории Беларуси и имеющих большое значение для лесной промышленности страны. Изучение этих тем способствует приобщению учащихся к культурным национальным ценностям и традициям.
При подборе дидактического материала к учебным занятиям рекомендуется отдавать предпочтение таким упражнениям и заданиям, которые своим содержанием воспитывают у учащихся любовь к Родине, чувство гордости за белорусский народ; способствуют формированию гражданственности, национального самосознания, нравственной, экологической культуры, культуры безопасности жизнедеятельности, ценностного отношения к своему здоровью.
Для реализации воспитательного потенциала учебного предмета «Трудовое обучение» рекомендуется:
включать в содержание уроков информацию об истории возникновения и развития орудий труда, конструкционных материалов; о современных и перспективных технологиях преобразования материалов; об использовании национальных видов декоративно-прикладного творчества в отделке современных швейных изделий, предметов интерьера и др.;
обеспечивать учащимся возможность самим выбирать тип, вид и форму материалов, с которыми они работают;
выбор вида декоративно-прикладного творчества в рамках реализации вариативного компонента учебной программы осуществлять с учетом традиций и культурного наследия региона, в котором проживают учащиеся;
на уроках знакомить учащихся с профессиями, востребованными на производстве и в сфере обслуживания региона, в котором они проживают;
включать учащихся в активную практическую деятельность, имитирующую реальные бытовые, трудовые, производственные процессы.
С целью воспитания у учащихся культуры труда необходимо делать акцент на соблюдении правил организации своего рабочего места, правильном и безопасном пользовании инструментами и оборудованием, экономном расходовании материалов.
С целью реализации воспитательного потенциала учебного предмета рекомендуется использовать активные методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций, деловая игра, мозговой штурм, экскурсии на предприятия и музеи народного творчества, метод проектов.
При изучении учебного предмета «Трудовое обучение» класс делится на две группы (юноши, девушки) вне зависимости от его наполняемости в соответствии с пунктом 54 Положения об учреждении общего среднего образования.
При организации образовательного процесса для получения общего базового образования на дому изучение учебного предмета «Трудовое обучение» не осуществляется.
В соответствии с Санитарными нормами и правилами два учебных занятия по учебному предмету «Трудовое обучение» могут быть объединены.
Особое внимание при организации учебных занятий следует обращать на знание и точное соблюдение всеми учащимися правил безопасного поведения, электробезопасности, санитарно-гигиенических требований в процессе выполнения работы.
Содержание вариативного компонента учебной программы
для V–IX классов расширено и дополнено. Учитель трудового обучения может самостоятельно выбирать или дополнять указанные в ней разделы другими темами, отражающими региональную специфику и особенности образовательной среды учреждения образования, в зависимости от материально-технической базы учреждения общего среднего образования, интересов учащихся.
Традиционно в учебных программах приводится примерный перечень изделий для практических работ. Учитель трудового обучения может планировать изготовление изделий с учетом их соответствия изучаемым темам и технологическим операциям. В то же время при выборе изделия необходимо учитывать состояние материально-технической базы учреждения общего среднего образования, региональные традиции и, главное, желание и возможности учащихся.
Учителя технического и обслуживающего труда имеют право на изменение последовательности изучения разделов и тем при условии сохранения целостности системы подготовки учащихся к трудовой, хозяйственно-бытовой деятельности. До 15 % учебного времени учитель может использовать по своему усмотрению с учетом состояния материально-технической базы учреждения общего среднего образования.
Обращаем внимание, что при изучении разделов «Основы домоводства» (Трудовое обучение. Технический труд) и «Ремонтные работы в быту» (Трудовое обучение. Обслуживающий труд») предусматривается «параллельное» изучение указанных тем мальчиками и девочками (девочки занимаются в учебных мастерских, мальчики – в учебных кабинетах для занятий кулинарией и швейным делом; учебные занятия для девочек проводит учитель технического труда, для мальчиков – учитель обслуживающего труда).
При наличии условий в учреждении образования и возможностей материально-технической базы учебных мастерских и кабинетов обслуживающего труда рекомендуется объединение групп мальчиков и девочек в одном помещении при изучении разделов «Основы домоводства» и «Ремонтные работы в быту».
При организации образовательного процесса по учебному предмету «Трудовое обучение» на первом учебном занятии в каждой учебной четверти во всех классах необходимо проводить обучение учащихся правилам безопасного поведения с учетом специфики учебного предмета и делать соответствующую запись в графе «Змест вучэбных заняткаў» классного журнала: «Обучение правилам безопасного поведения» или «ОПБП» (перед основной темой урока).
Педагогический работник обязан убедиться в создании всех условий для безопасного проведения учебных занятий. Перед началом выполнения практической работы особое внимание следует уделять обучению безопасным приемам ее выполнения.
В соответствии со Специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями, правилами безопасной работы, а также в целях предохранения одежды делового стиля от загрязнения и порчи при организации трудового обучения учащиеся должны допускаться к работе в соответствующей одежде (халат, фартук, косынка и иное) и обуви с использованием других средств индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемых работ.
Обращаем внимание, что в соответствии с учебной программой по учебному предмету «Трудовое обучение» учащиеся должны во время урока под руководством учителя выполнять практические работы с использованием учебного оборудования, в том числе станков для обработки древесины и металла, швейных машин, оборудования для приготовления пищи. Поэтому руководителям учреждений общего среднего образования необходимо принять меры по материально-техническому обеспечению выполнения учащимися в полном объеме практической части учебной программы по учебному предмету «Трудовое обучение».
Практические работы на учебном оборудовании проводятся при строгом соблюдении правил безопасной работы, противопожарной безопасности и санитарно-гигиенических требований. Персональная ответственность за исправную и безопасную работу учебного оборудования возлагается на учителя трудового обучения и руководителя учреждения общего среднего образования.
При выполнении практических работ по трудовому обучению на учебном оборудовании учительдолжен учитывать психофизические возможности отдельных учащихся и организовывать их работу с инструментами с учетом индивидуального подхода.
Учитель технического труда в учреждениях общего среднего образования должен иметь квалификационный разряд по одной из рабочих профессий: станочник деревообрабатывающих станков, станочник металлообрабатывающих станков или станочник широкого профиля, что дает ему право работать на учебном станочном оборудовании, а также обучать учащихся приемам безопасной работы на учебных станках.
Обращаем внимание, что выполнение домашнего задания учебной программой по учебному предмету «Трудовое обучение» не предусмотрено. Учитель может предложить для выполнения дома задания творческого характера только по желанию учащихся.
Практические работы по трудовому обучению предполагают совершенствование и проверку усвоения учащимися учебного материала определенной темы (тем). Они являются средством тематического контроля. Отметки за работу заносятся в классный журнал и учитываются при осуществлении промежуточной аттестации.
При оценке результатов учебной деятельности учащихся следует руководствоваться Нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденными приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674 (ред. от 18.06.2010 № 420, от 29.09.2010 № 635).
При выставлении отметки за четверть необходимо учесть следующее: в случае, когда учебный материал определенной темы (раздела) по учебному предмету не представляется возможным изучить в рамках четверти, выставление отметки за эту четверть осуществляется как среднее арифметическое отметок по результатам текущей аттестации (поурочных баллов).
Для проведения факультативных занятий предлагается использовать учебные программы, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь. Учебные программы факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Трудовое обучение.
5. Организация методической работы
При планировании методической работы с учителями трудового обучения в 2021/2022 учебном году следует учитывать требования нормативных правовых актов, актуальные вопросы развития предметного образования, интересы и запросы педагогов, их профессиональные компетенции. Для организации деятельности методических формирований учителей трудового обучения предлагается единая тема:«Совершенствование профессиональной компетентности учителей трудового обучения по использованию технологии визуализации учебной информации в современном образовательном процессе».
На августовских предметных секциях учителей трудового обучения рекомендуется обсудить следующие вопросы.
1. Особенности организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования по учебному предмету «Трудовое обучение» в 2021/2022 учебном году.
2. Планирование работы методических формирований в 2021/2022 учебном году:
анализ методической работы в 2020/2021 учебном году;
организация работы методической сети учителей трудового обучения в 2021/2022 учебном году: планирование работы районных методических объединений и других методических формирований.
В течение учебного года на заседаниях методических формирований учителей трудового обучения рекомендуется рассмотреть следующие темы:
визуализация учебной информации в образовательном процессе по трудовому обучению;
повышение эффективности учебно-познавательной деятельности обучающихся через визуализацию учебной информации по трудовому обучению;
методические особенности использования современных средств визуализации учебной информации для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках трудового обучения;
визуализация как средство формирования технологических понятий;
визуализация информации в учебных пособиях по трудовому обучению как эффективное средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся;
воспитательный потенциал урока трудового обучения;
моделирование современного урока трудового обучения с использованием техник визуализации как одного из средств реализации воспитательного потенциала урока.
С целью обеспечения условий для развития предметно-методических компетенций учителей трудового обучения в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» в 2021/2022 учебном году планируется проведение повышения квалификации и обучающих курсов (тематических семинаров).
Подробная информация о курсовых и межкурсовых мероприятиях, рекомендации по содержанию и организации методической работы с педагогами в 2021/2022 учебном году размещены на сайте государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (www.academy.edu.by).