ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСКУССТВО (ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА)»
1. Учебные программы
В 2021/2022 учебном году используются следующие учебные программы:
Класс |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
|
Год утверждения (издания) учебной программы |
2017 |
2017 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Все учебные программы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы.
V–XI классы / Искусство (отечественная и мировая художественная культура).
2. Учебные издания
К 2021/2022 учебному году подготовлено новое издание для учителей серии «Компетентностный подход»:
Искусство. «Музеи мира» 10–11 класы. Дидактические и диагностические материалы: пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / О.Г. Пищик [и др.]. – Минск: Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, 2021.
Полная информация об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» в 2021/2022 учебном году размещена на национальном образовательном портале:https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Искусство (отечественная и мировая художественная культура)..
3. Организация образовательного процесса при изучении учебного предмета на повышенном уровне
На ІІ ступени общего среднего образования учебный предмет «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» может изучаться на повышенном уровне в VIII и IX классах в объеме не более двух дополнительных учебных часов в неделю.
Рекомендации по организации изучения учебного предмета на повышенном уровне размещены на национальном образовательном портале:https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы.
V–XI классы / Искусство (отечественная и мировая художественная культура).
4. Особенности организации образовательного процесса
Реализация воспитательного потенциала учебного предмета. В 2021/2022 учебном году необходимо обратить особое внимание на реализацию в образовательном процессе воспитательного потенциала учебного предмета. Решение этой задачи связано с достижением учащимися личностных образовательных результатов.
Учебной программой по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» предусмотрено достижение учащимися следующих личностных образовательных результатов: способность ориентироваться в современном поликультурном мире и адаптироваться к его условиям; готовность к общению с явлениями культуры и созданию новых художественных образов; способность узнавать, осваивать и транслировать традиции и достижения мировой художественной культуры, отечественной культуры в контексте мировой; способность и готовность к самопознанию, саморазвитию, самоопределению и конструированию индивидуальной образовательной траектории.
При формулировке воспитательных задач урока следует ориентироваться на указанные личностные образовательные результаты.
Содержание учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» обладает необходимым потенциалом для достижения личностных образовательных результатов. Изучение наиболее значимых художественных произведений разных видов искусства, в которых отражены вечные темы красоты, природы, семьи, матери, детства, должно быть направлено на развитие эмоционально-образного мышления учащихся, интереса к окружающему миру; формирование способности к осознанию своей гражданской идентичности, уважения к другим культурам и доброжелательного отношения к человеку, его мнению, готовности и способности вести толерантный диалог и др. Знакомство с произведениями, вошедшими в фонд мирового искусства, необходимо использовать для формирования у учащихся умений восприятия, интерпретации и оценки художественных произведений, художественного вкуса и потребности в общении с произведениями искусства. Учителям, преподающим учебный предмет «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», при изучении каждой темы необходимо создавать условия для формирования у учащихся эмпатии, гуманности, артистичности, творческого потенциала, любознательности и др.
При подборе дидактического материала к учебным занятиям рекомендуется отдавать предпочтение таким упражнениям и заданиям, которые своим содержанием воспитывают у учащихся любовь к Родине, чувство гордости за белорусский народ, способствуют формированию гражданственности, национального самосознания, нравственной культуры, стремления к прекрасному, благородному.
С целью реализации воспитательного потенциала учебного предмета рекомендуется использовать активные методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций, деловая игра, мозговой штурм, диспут, конкурсы, виртуальные экскурсии, путешествия, тематические выставки, имитационные игры и инсценирование, пресс-конференции, защита рефератов и проектов, подготовка презентаций, театрализации и др.
Большое значение для восприятия учащимися произведений искусства имеет посещение ими музеев, художественных галерей, выставок, художественных мастерских; организация экскурсий, встреч с представителями культуры – архитекторами, художниками, музыкантами, писателями, актерами и др.
Учитывая большой образовательный потенциал экскурсий, значительное количество экскурсионных объектов и туристических маршрутов местного значения, рекомендуется активизировать использование данной формы работы. С этой целью разработан Перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам. Данный перечень размещен на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Организация воспитания.
Обязательным условием реализации воспитательного потенциала экскурсий является использование в образовательном процессе результатов ознакомления учащихся с достопримечательностями Беларуси. С этой целью в перечне объектов указаны разделы (темы) учебной программы, в рамках изучения которых необходимо предлагать учащимся задания с опорой на знания, впечатления, представления, приобретенные во время экскурсий.
Учебные программы «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» для V–VI классовразработаны на основе принципа образно-тематической дифференциации. Основные смысло-содержательные аспекты искусства – человек и окружающий его мир – необходимо доступно и выразительно раскрывать с опорой на эмоционально-чувственную сферу учащихся. Следует избегать информационных перегрузок, исключить заучивание наизусть теоретических сведений, дидактически нецелесообразные письменные работы. В центре урока искусства должны быть процесс восприятия художественного произведения, выявление образной системы, определение средств художественной выразительности. Рекомендуется стимулировать учащихся к выражению своего отношения к художественному произведению в устном высказывании, диалоговых формах работы, художественно-творческой деятельности.
Содержание учебного материала по предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» для V–VI классовявляется пропедевтическим, готовит учащихся к освоению учебного материала в VII–IХ классах.
Учебные программы «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)»для VII–IХ классовразработаны на основе историко-хронологического подхода. Учащиеся получают возможность соотносить художественные явления с основными историческими событиями, анализировать шедевры отечественной и мировой художественной культуры в контексте соответствующей исторической эпохи, наблюдать за изменениями основных тем, жанров, видов искусства, средств художественной выразительности в историко-культурной динамике. Значительную часть содержания учебных программ составляет искусство, созданное на белорусских землях.
Обращаем особое внимание, что на изучение отечественной и мировой художественной культуры в IХ классе типовым учебным планом общего среднего образования отводится 17 часов из расчета 1 учебный час в неделю (учебный предмет изучается в I полугодии). По содержанию темы носят обзорный характер.
По учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» домашние задания учащимся не задаются.Учебный материал должен быть усвоен на уроке. В дневник учащиеся записывают тему урока. Если на следующем уроке предусматривается практическая работа, то в скобках указываются художественные материалы, необходимые для ее выполнения. Например: Красота в искусстве и жизни (акварель).
Аттестация учащихся V–IХ классов по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» осуществляется без выставления отметок в баллах, на основе отметок «зачтено», «не зачтено».
Учащиеся V–IX классов проходят следующие виды аттестации: текущую (на учебных занятиях), промежуточную (выставление отметки за четверть) и итоговую (выставление отметки за год).
Одной из форм текущей аттестации является зачетный урок, который проводится один раз в четверти по результатам изучения содержания одной или нескольких тем. Тему или темы для проверки и оценки результатов учебной деятельности учащихся, форму и место проведения зачетного урока определяет учитель, осуществляющий образовательный процесс по учебному предмету. При организации зачетного урока рекомендуется ориентироваться на художественно-практическую деятельность учащихся.
Проведение зачетного урока фиксируется записью в классном журнале: на левой странице классного журнала напротив фамилии каждого учащегося делается запись «зачтено» или «не зачтено», на правой странице классного журнала указываются дата проведения зачетного урока и его тема (темы). Например: 20.10. Зачетный урок по теме «…». При отсутствии учащегося на зачетном уроке учитель осуществляет контроль результатов учебной деятельности этого учащегося в иные сроки. При этом отметка учащемуся в классный журнал выставляется в день проверки и оценки результатов его учебной деятельности.
Для проведения факультативных занятий предлагается использовать учебные программы, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь. Учебные программы факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Искусство (отечественная и мировая художественная культура).
5. Дополнительные ресурсы
Полезную информацию для подготовки к учебным занятиям можно найти на следующих интернет-ресурсах:
https://adu.by – национальный образовательный портал;
https://muzei-mira.com– информационный портал «Музеи мира»;
http://museum.by – информационный портал «Музеи Беларуси».
При организации образовательного процесса можно использовать единый информационно-образовательный ресурс https://eior.by.Его назначение – поддержка учащихся, получающих общее среднее образование в соответствии с индивидуальным учебным планом, а также учащихся, которые по уважительным причинам временно не могут посещать учреждение образования.
6. Организация методической работы
При планировании методической работы с учителями, преподающими учебный предмет «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», в 2021/2022 учебном году следует учитывать требования нормативных правовых актов, актуальные вопросы развития предметного образования, интересы и запросы педагогов, их профессиональные компетенции.
Для организации деятельности методических формирований учителей, преподающих учебный предмет «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», в 2021/2022 учебном году предлагается единая тема «Совершенствование профессиональной компетентности учителей, преподающих учебный предмет „Искусство (отечественная и мировая художественная культура)“,по использованию технологии визуализации учебной информации в современном образовательном процессе».
На августовских предметных секциях рекомендуется обсудить следующие вопросы.
1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» в 2021/2022 учебном году:
учебные программы по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» на 2021/2022 учебный год;
воспитательный потенциал уроков по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)»;
эффективность использования в образовательном процессе компонентов учебно-методических комплексов по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)»;
единый информационно-образовательный ресурс: назначение, содержание, возможности использования в образовательном процессе по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)».
2. Планирование работы методических формирований:
анализ методической работы в 2020/2021 учебном году;
организация работы методической сети учителей, преподающих учебный предмет «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», в 2021/2022 учебном году: планирование работы районных методических объединений и других методических формирований.
На заседаниях методических формирований учителей, преподающих учебный предмет «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», рекомендуется рассмотреть актуальные вопросы по использованию современных технологий визуализации в образовательном процессе по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)»с учетом эффективного педагогического опыта педагогов региона:
визуализация учебной информации по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)»;
визуализация учебной информации в современных учебных пособиях как эффективное средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся;
повышение эффективности учебно-познавательной и художественно-творческой деятельности обучающихся посредством визуализации информации на учебных занятиях по предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)»;
использование визуальных форм представления учебного материала как средство совершенствования самостоятельной учебно-познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся;
актуальные методы и приемы когнитивной визуализации и их применение для решения различных учебных задач в процессе обученияучебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)»;
формирование метапредметных, предметных компетенций учащихся на основе визуализации информации по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)»;
современные средства визуализации на уроке по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)»;
визуализация как средство развития творческих способностей, креативности учащихся;
приемы визуализации художественного образа, обеспечивающие продуктивное творческое мышление учащихся на уроках по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)»;
моделирование уроков по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» с использованием техник визуализации как одного из средств реализации воспитательного потенциала урока.
С целью обеспечения условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов по использованию современных технологий визуализации в образовательном процессе по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» в 2021/2022 учебном году планируется проведение повышения квалификации и обучающих курсов (тематических семинаров).
Подробная информация о курсовых и межкурсовых мероприятиях, рекомендации по содержанию и организации методической работы с педагогами в 2021/2022 учебном году размещены на сайте государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (www.academy.edu.by).