ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1. Учебные программы
В 2021/2022 учебном году используются учебные программы:
Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Чалавек і свет. V клас. – Мінск: Нац. ін-т адукацыі, 2017;
Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Человек и мир. V класс. – Минск: Нац. ин-т образования, 2017.
Учебные программы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы.
V–XI классы / Человек и мир.
2. Учебные издания
Полная информация об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебному предмету «Человек и мир» в 2021/2022 учебном году размещена на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы.
V–XI классы / Человек и мир.
3. Особенности организации образовательного процесса
Реализация воспитательного потенциала учебного предмета. В 2021/2022 учебном году необходимо обратить особое внимание на реализацию в образовательном процессе воспитательного потенциала учебного предмета. Решение этой задачи напрямую связано с достижением учащимися личностных образовательных результатов.
При реализации учебной программы по учебному предмету «Человек и мир» необходимо предусмотреть достижение учащимися следующих личностных образовательных результатов:
проявление качеств и способностей личности учащегося, которые необходимы для гармоничного и ответственного взаимодействия с природной и социальной средой;
сформированность основ экологической культуры, знаний об оболочках Земли и их взаимосвязи;
понимание роли общества, каждого человека в сохранении природы, умение оценивать результаты своего поведения в окружающей среде.
При формулировке воспитательных задач учебного занятия следует ориентироваться на личностные образовательные результаты.
В содержании учебного предмета «Человек и мир» на достижение личностных образовательных результатов в наибольшей мере ориентированы темы: «Как человек изменяет поверхность Земли», «Как человек изменяет воздух», «Как человек использует воду», «Как человек изменяет природу Земли».
Вместе с тем при изучении каждой темы учебной программы необходимо создавать условия для формирования у учащихся познавательно-интеллектуального мировоззрения, ответственности, организованности, дисциплинированности, самостоятельности, добросовестности в учебе и труде, инициативности, бережного отношения к природе; для формирования представления о том, что человек – часть природы, его здоровье и жизнь в значительной степени зависят от состояния окружающей среды. В системе отношений учащихся к природе приоритет отдается нравственному воспитанию, основанному на таких ценностях, как добро, красота, любовь, справедливость.
При организации образовательного процесса необходимо особое внимание уделять развитию культуры речи учащихся, формированию умений приводить естественнонаучные аргументы (наблюдения, факты, результаты опытов и др.), корректно относиться к иным точкам зрения, проявлять уважительное отношение к собеседнику.
При подборе дидактического материала к учебным занятиям рекомендуется отдавать предпочтение таким заданиям, которые своим содержанием способствуют формированию патриотизма и гражданственности, национального самосознания, нравственной, экологической культуры, культуры безопасности жизнедеятельности, ценностного отношения к своему здоровью, культуры семейных ценностей, развитию потребности в познании природы и бережном отношении к ней.
С целью реализации воспитательного потенциала учебного предмета рекомендуется использовать активные методы и формы обучения (перевернутый урок, создание проблемных ситуаций, деловая игра и др.).
Учитывая большой образовательный потенциал экскурсий, значительное количество разноплановых экскурсионных объектов и туристических маршрутов местного значения, рекомендуется активизировать использование этой формы работы с учетом принципа территориальной доступности, а также необходимости включения регионального краеведческого компонента в образовательный процесс. С этой целью разработан Перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам.
Обязательным условием является использование в образовательном процессе результатов ознакомления учащихся с достопримечательностями Беларуси. С этой целью в перечне объектов указаны разделы (темы) учебной программы, в рамках изучения которых необходимо предлагать учащимся задания с опорой на знания, впечатления, представления, приобретенные во время экскурсионных программ.
Перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися, размещен на национальном образовательном портале: https://adu.by /Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Организация воспитания.
Особое внимание необходимо обратить на формирование у учащихся умений локализовать изучаемые географические объекты и явления в пространстве, «читать» географическую карту, использовать ее как источник знаний. С целью эффективного формирования у учащихся картографических умений и навыков следует использовать учебные настенные карты, учебные атласы, контурные карты.
Перечень учебных настенных карт, учебных атласов и контурных карт, которые могут использоваться в образовательном процессе по учебному предмету «Человек и мир», изданных РУП «Белкартография», размещен на национальном образовательном портале: https://adu.by/Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Человек и мир.
При оценке результатов учебной деятельности учащихся следует руководствоваться Нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденными приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674 (ред. от 18.06.2010 № 420, от 29.09.2010 № 635).
При выставлении отметки за четверть необходимо учесть следующее: в случае, когда учебный материал определенной темы (раздела) по учебному предмету не представляется возможным изучить в рамках четверти, выставление отметки за эту четверть осуществляется как среднее арифметическое отметок по результатам текущей аттестации (поурочных баллов).
В случае отсутствия учащегося на уроке, на котором проводился тематический контроль, в целях проверки и оценки усвоения им учебного материала определенной темы (раздела) по учебному предмету учащийся должен выполнить работу тематического контроля на любом другом уроке.
Для проведения факультативных занятий предлагается использовать учебные программы, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь. Учебные программы факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Человек и мир.
Учитывая, что содержание учебного предмета «Человек и мир» в большей степени связано с содержанием учебного предмета «География», целесообразным представляется его преподавание учителем географии.
4. Дополнительные ресурсы
Полезную информацию при подготовке к учебным занятиям можно найти на следующих интернет-ресурсах:
https://www.belarus.by/ru/travel/heritage – официальный сайт Республики Беларусь;
http://www.belstat.gov.by/ – официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь;
http://minpriroda.gov.by/ru/ – официальный сайт Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
При организации образовательного процесса можно использовать единый информационно-образовательный ресурс https://eior.by.Его назначение – поддержка учащихся, получающих общее среднее образование в соответствии с индивидуальным учебным планом, а также учащихся, которые по уважительным причинам временно не могут посещать учреждение образования.
5. Организация методической работы
При планировании методической работы с учителями, преподающими учебный предмет «Человек и мир», в 2021/2022 учебном году следует учитывать требования нормативных правовых актов, актуальные вопросы развития естественнонаучного образования, интересы и запросы педагогов, их профессиональные компетенции.
Для организации деятельности методических формирований учителей, преподающих учебный предмет «Человек и мир», в 2021/2022 учебном году предлагается единая тема «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по использованию технологии визуализации в современном образовательном процессе».
Рекомендуемые темы для работы с учителями, преподающими учебный предмет «Человек и мир», на 2021/2022 учебный год:
методические особенности использования современных средств визуализации учебной информации по учебному предмету «Человек и мир» для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся;
воспитательный потенциал урока по учебному предмету «Человек и мир»;
географическая карта как визуальная модель территории;
формирование метапредметных умений в процессе деятельности с визуальной естественнонаучной информацией;
моделирование современного урока по учебному предмету «Человек и мир» с использованием техник визуализации как одного из средств реализации воспитательного потенциала урока.
Подробная информация о курсовых и межкурсовых мероприятиях, рекомендации по содержанию и организации методической работы с педагогами в 2021/2022 учебном году размещены на сайте государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»(www.academy.edu.by).