Реализация программы "Зеленая школа" учащимися 9А класса (Энергосбережение в домашнем хозяйстве)
Цели работы:
1. Научиться искусству разумного, рационального энергопотребления и обучить окружающих.
2. Принять активное участие в сбережении энергии дома, тем самым способствовать сохранению окружающей среды.
3. Учить усвоению основных правил экономии энергии в быту.
4. Формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
5. Воспитывать экологическое сознание у детей, бережное отношение к природе и умения жить в гармонии с окружающим миром
I. Введение
Надо ли экономить то, чего у нас на первый взгляд достаточно, - обычную воду, электроэнергию? Отвернул кран – и из него льётся прозрачная звонкая струя воды, лей, сколько угодно! Щёлкнул выключатель – разольётся по комнате яркий свет от электрической лампочки. Но ведь не так просто и легко было заставить воду прийти в наш дом. Столько знаний потребовалось, чтобы загорелась электрическая лампочка! Всё это богатства нашей Земли, но они не бесконечны, и мы просто обязаны их беречь и экономить!
Энергосбережение- это наиболее дешевый сейчас «источник» энергии. Если каждый будет хоть немного экономить энергию, то можно будет обойтись без строительства и без дорогостоящего обслуживания оборудования.
Следовать принципу «сделать больше с меньшими затратами» будет выгодным для всех. В нашей школе проводятся факультативные занятия по энергосбережению. Я задумался о снижении объема используемой энергии, узнал о возможностях использования источников энергии, думаю, научился действовать, решать проблему энергосбережения. Мною исследовано зависимость между энергией и использованием лампочек накаливания и энергосберегающих, рациональное использование воды, затраты газа на приготовление пищи.
Что же мы понимаем под энергосбережением? Это рациональное использование энергии. Специалисты утверждают, что потребление энергии, в среднем, может быть сокращено:
• в быту на 34%
• у малых предприятий на 22%
• в транспорте на 24%
• в промышленности на 13-33%
2.1. Энергосбережениедома
На протяжении 2 недель каждый вечер я следил за расходом электроэнергии в моей квартире. Первую неделю все электроприборы и лампочки работали в своём обычном режиме, вторую же неделю я и члены моей семьи следили за тем, чтобы нигде понапрасну не горел свет и были отключены те электроприборы, в которых мы не нуждались на данный момент, ограничивали просмотр телевизора, игры на компьютере. И вот что у меня получилось. Таблица «Считаем киловатты»
Дни недели (каждый вечер) |
Первая неделя (обычно) |
Вторая неделя (следим за электроприборами) |
Экономия за неделю |
||
Показа-ния счётчика |
Израсходо-вано энергии |
Показания счётчика |
Израсходовано энергии |
||
воскресенье |
2325 |
|
2402 |
|
|
понедельник |
2330 |
5 |
2405 |
3 |
2 |
вторник |
2336 |
6 |
2410 |
5 |
1 |
среда |
2341 |
5 |
2413 |
3 |
2 |
четверг |
2349 |
8 |
2418 |
5 |
3 |
пятница |
2365 |
16 |
2428 |
10 |
6 |
суббота |
2385 |
20 |
2440 |
12 |
8 |
воскресенье |
2402 |
17 |
2453 |
13 |
4 |
Общий расход (сумма) за неделю |
77кВт |
73381 рублей |
51 кВт |
48603 рубля |
26 кВт |
Вывод: Больше всего электроэнергии расходовалось в пятницу и в выходные дни, так как в пятницу на первой неделе мама несколько раз включала стиральную машину, а в выходные дни к нам приходили гости да и вся семья по выходным дома.
Экономия за неделю составила 26 кВт* 953 рубля = 24778 рублей. За месяц можно сэкономить в среднем: 24778рублей * на 4 недели = 99112 рубля
2.2 Использование энергосберегающих лампочек
Использование передовой осветительной техники (энергосберегающие лампы, осветительные системы) позволяет экономить до 60% электроэнергии.
По статистике, около 50 процентов экономии электроэнергии в жилищно-бытовом секторе достигается за счет экономии на освещении.
Исследования показали, что от 30 до 50 % электроэнергии, потребляемой для освещения, можно сэкономить за счет инвестирования в энергоэффективные системы освещения.
Традиционные лампы накаливания обладают низкой энергоэффективностью. Энергосберегающие светильники („компактные люминесцентные светильники“), дальнейшее развитие люминесцентных светильников, потребляют до 80 % меньше электроэнергии, а срок эксплуатации до 8 раз выше, чем у обычных ламп накаливания.
Возможность использования новых энергосберегающих лампочек, которые потребляют значительно меньше энергии, а светят при этом ярче, даёт шанс сэкономить и электричество, и денежные средства. Энергосберегающая 20- ваттная лампа светит примерно как старая 100-ваттная.
На протяжении 3 месяцев я проводил эксперимент, на начало которого в моей квартире было 20 обычных ламп накаливания мощностью 60 Вт.
Таблица «Использование энергосберегающих лампочек»
№ |
наименование |
Количество, шт. |
Потребляемая мощность, Вт |
Время работы за сутки |
Время работы за месяц, час |
Электроэнер-гия, израсходован- ная за месяц кВт·час |
1. |
Электричес-кие лампы |
20 |
60 |
8 |
240 |
288 |
Первый месяц эксперимента. Мы заменили 2 60 ватные лампочки накаливания на 2 энергосберегающие с данными характеристиками: 20Вт соответственно 100Вт.
2. |
Лампы накаливания |
18 |
60 |
8 |
30 |
259,2 |
3 |
Энергосбере-гающие лампочки |
2 |
20 |
8 |
30 |
9,6 |
Вывод: Мы получаем, что заменив всего лишь 2 простые лампочки на 2 энергосберегающие лампочки мы экономим 19,2 кВт·час , что в переводе в рубли равно:19,2*953= 18297 рублей.
Второй месяц эксперимента. Мы заменили ещё 3 лампочки накаливания на энергосберегающие точно таково вида. В сумме у нас 5 энергосберегающих и 15 простых лампочек.
2. |
Лампы накаливания |
15 |
60 |
8 |
30 |
216 |
3 |
Энергосберегающие лампочки |
5 |
20 |
8 |
30 |
24 |
Вывод: Мы получаем, что заменив 5 простых лампочек на энергосберегающие, мы экономим 48 кВт·час, что в переводе в рубли равно: 48 кВт·час *953= 45744 рубля.
Третий месяц эксперимента. Мы заменили ещё 5 лампочек накаливания на энергосберегающие точно таково вида. В сумме у нас 10 энергосберегающих и 10 простых лампочек.
2. |
Лампы накаливания |
10 |
60 |
8 |
30 |
144 |
3 |
Энергосберегающие лампочки |
10 |
20 |
8 |
30 |
48 |
Вывод: Мы получаем, что заменив 10 простых лампочек на энергосберегающие мы экономим 96 кВт·час, что в переводе в рубли равно: 96 кВт·час *953= 91488рублей.
2.3. Рекомендации по энергосбережению:
Холодильник
- не открывайте дверцу холодильника без необходимости;
- не кладите в холодильник теплые, а тем более горячие продукты;
- своевременно размораживайте холодильник, так как энергия расходуется не на охлаждение продуктов, а на процесс образования льда;
- установите холодильник подальше от нагревательных приборов и от воздействия прямых солнечных лучей;
- проверяйте, насколько плотно закрываются двери холодильника (если между дверцей и корпусом свободно проходит лист бумаги, резиновый уплотнитель требует замены;
- периодически удаляйте пыль с обратной стороны холодильника;
- не забывайте выключить холодильник, когда на несколько дней уезжаете из квартиры.
Стиральная машина
- настраивайте стиральную машину на как можно меньшую температуру (на стирку при температуре 90<sup>о</sup>С тратится в три раза больше энергии, чем на стирку при температуре 40<sup>о</sup>С);
- сортируйте одежду по уровню загрязнения и выбирайте более короткую программу стирки, результат которой вас устраивает;
- используйте режим сушки только при необходимости;
- стирайте при полной загрузке (стирка при неполной загрузке обойдется вам в большее количество воды, моющих средств и энергии);
Телевизор, компьютер и т.д.
- включайте телевизор, компьютер только когда смотрите его или работаете на нем;
- аппаратуру, работающую в режиме «Stand-by» (дежурном режиме), следует полностью отключать на ночь и при отсутствии членов семьи дома.
Освещение в доме
- включайте свет в том случае, если вы в нем нуждаетесь;
- используйте лампочки различной мощности в зависимости от потребности;
- при покраске помещений используйте светлые тона красок (светлая стена отражает почти 85% падающего света);
- отдайте предпочтение покупке энергосберегающих лампочек;
- чаще протирайте лампочки и плафоны (при их загрязнении освещенность в квартире может снизиться на 10-15%).
2.4. Рациональное использование воды.
В течение первого месяца члены моей семьи принимали 2 раза в неделю ванную, для принятия которой одному человеку необходимо 180 - 200 литров воды.
В течение второго месяца мы стали принимать вместо ванной 2 раза в неделю душ по 5 минут. И в зависимости от напора воды расходовали на одного человека примерно 50 литров воды. И что у нас получилось?
Таблица «Экономим воду»
|
На 1 человека за 1 раз л воды |
На 1 человека за неделю л воды |
На семью за неделю л воды |
На семью за месяц л воды |
Принятие ванной |
180 |
360
|
1440 |
5760 |
Принятие душа |
50 |
100
|
400 |
1600 |
Экономия |
130 |
260
|
1040 |
4160 |
Вывод: принятие душа обходится в 3,6 раз меньшим расходом воды, а естественно и меньшей затратой денег.
Я провёл ещё один маленький эксперимент.
Утром я умывался и чистил зубы водой не из под крана, а пользовался литровой кружкой. Для умывания мне хватило 1 л воды. Моя старшая сестра умывалась под проточной водой и не знала, что я фиксирую показания счётчика. В 1-ый день ей понадобилось 6 литров воды. На 2-ой день я предупредил её, что слежу за расходом воды, которую она потратит для умывания. Ей хватило 3 л воды, так как она прикрывала кран, когда чистила зубы, вытирала лицо после того, когда был закрыт кран.
Таблица «Утреннее умывание»
|
Из кружки л воды |
Под проточной водой л воды |
Под проточной водой (экономя) л воды |
Экономия л воды |
Утреннее умывание
|
1 |
6 |
3 |
5 |
Вывод: Пользуясь водой из ёмкости – мы расходуем гораздо меньше, чем открываем кран да ещё и так, что брызги летят чуть ли не до потолка.
2.5.Традиционные приёмы снижения расхода воды:
- если вы пользуетесь ванной, для этого требуется обычно до 150 л воды; в случае использования душа расход воды примерно равен 10 л/мин;
- следите за исправностью санитарно-технических устройств;
- не оставляйте без надобности открытыми краны: здесь потери могут быть от 20л до 2м<sup>3</sup> в сутки;
- установите смывные бачки рационального объёма (4-6л) или двойного смыва (3 или 6л);
- снизить избыточное давление в системах холодного и горячего водоснабжения;
- не используйте проточную воду для мытья посуды и других целей: целесообразно использовать раковину или другую ёмкость;
- для того чтобы вымыть лицо, руки, почистить зубы, достаточно небольшой струи или нескольких стаканов воды вместо множества литров, теряющихся с мощной струёй.
- Результаты анкетирования
Вместе с моим классным руководителем мы предложили тест 10 человекам: 5 из которых посещают факультатив по основам энергосбережения и 5 человекам, которые не ходят на него. В таблице ниже вы увидите результаты нашего тестирования: красным цветом показаны ответы детей, которые не посещают факультатив, а синим – посещают.
Тест на сбережение энергии.
Ответьте на вопросы анкеты, и проверьте, умеете ли вы беречь энергию.
В нашем доме |
Да |
Нет |
Сложите все отве ты ДА. Если у вас получилось: От 1 до 5 ответов Вам еще многому надо научиться, так что начните прямо сейчас. От 6 до 10 ответов У вас много хороших привычек, которые могут служить основой для дальнейшей работы над собой. От 11 до 14 ответов Вы являетесь хорошим примером всем остальным. От 15 до17 ответов Кто-то из вашей семьи должен стать министром по охране природы. |
• Мы выключаем свет в комнате, когда уходим из нее |
5-1 |
0-4 |
|
. • Мы записываем наше энергопотребление |
4-1 |
1-4 |
|
• Мы не ставим мебель перед обогревателями. |
5-2 |
0-3 |
|
• Холодильник стоит в прохладной комнате. |
5-4 |
0-1 |
|
• Стиральная машина всегда полностью заполнена, когда мы используем ее. |
5-0 |
0-5 |
|
• Мы начали использовать энергосберегающие лампочки |
3-1 |
2-4 |
|
• Мы используем местное освещение (настольную лампу, бра, торшер) |
5-2 |
0-3 |
|
• Мы проветриваем быстро и эффективно, всего несколько минут за раз. |
4-1 |
1-4 |
|
• Мы заклеиваем окна на зиму. |
5-5 |
0-0 |
|
• Мы зашториваем окна на ночь. |
5-0 |
0-5 |
|
• Мы кладем крышку на кастрюлю, когда варим. |
4-2 |
1-3 |
|
• Мы часто размораживаем холодильник. |
3-2 |
2-3 |
|
• Мы используем раковину для мытья посуды. |
4-0 |
1-5 |
|
• Мы моемся под душем, а не принимаем ванну. |
3-1 |
2-4 |
|
• Мы ходим пешком или ездим на велосипеде в школу и на работу. |
3-2 |
2-3 |
|
• Мы повторно используем стекло, бумагу и металл. |
4-0 |
1-5 |
|
• Мы чиним вещи, вместо того, чтобы заменить их. |
5-3 |
0-2 |
В презентации вы видите 3 диаграммы - ответы на первые 3 вопроса:
1. • Мы выключаем свет в комнате, когда уходим из нее
2. • Мы записываем наше энергопотребление
3. • Мы не ставим мебель перед обогревателями.
Вывод: Те ребята, которые посещают факультатив, применяют полученные на нём знания в своей повседневной жизни, так же они приобщают к этому и членов своих семей. А, следовательно: экономя в малом, они постепенно выигрывают в большом.