Самоподготовка в группе продленного дня!
Работа ГПД - это эффективная форма организации внеурочной деятельности младших школьников. При этом самоподготовка в группе продленного дня является ведущей формой деятельности и ее организация должна быть спланирована, продумана и регламентирована Одной из форм организации учебного процесса в группе продленного дня является самостоятельное выполнение обучающимися домашнего задания или самоподготовка. В расписании работы ГПД ей отводится значительное время. Она не является уроком ни по форме, ни по способу организации и предполагает самостоятельную учебную работу младших школьников. Если в учебное время основная форма работы – это урок, то в режиме ГПД ведущая форма организации обучения – самоподготовка. Она проводится под контролем и руководством педагога, но основной акцент ставится именно на самостоятельной работе с учетом возрастных и индивидуальных особенностях младших школьников. Целью самоподготовки в группе продленного дня является привитие навыков самообразования, которые получат свое развитие и приобретут большее значение в среднем и старшем школьном возрасте. Задачи самоподготовки: углубление и расширение содержания школьных предметов;
повторение и закрепление материала, который изучался в урочное время;
тренировка применения знаний, умений и навыков, способствующая прочному усвоению; формирование и углубление интереса к учебной деятельности;
развитие самостоятельности в работе;
развитие исполнительских навыков.
Ведущими формами учебной деятельности на самоподготовке являются коллективная и самостоятельная работа обучающихся. Формы учебной работы обучающихся в процессе самоподготовки могут варьироваться педагогом: это может быть организованная индивидуальная, парная, групповая самостоятельная работа. Педагог целенаправленно создает и управляет ситуациями взаимодействия и сотрудничества в условиях учебного общения. Организация учебной работы школьников в форме самоподготовки предполагает управляемое общение педагога и обучающихся, межличностное общение, внутри группы, индивидуальное между учителем и отдельным учеником во время консультации и в ходе самостоятельной работы ученика с литературой, а также систематическую работу педагога по преодолению трудностей объективного и субъективного характера, с которыми сталкивается ученик при самостоятельном выполнении домашних заданий. К этим трудностям можно отнести: несовершенство владения приемами оптимальной организации самостоятельной работы, неумение поэтапно распределить время; негативное отношение к учебной работе, отсутствие или снижение интереса к учебной работе; недостаточное представление о цели и содержания домашних заданий; отсутствие достаточных волевых качеств, недостаточное развитие произвольности; отсутствие или недостаток помощи и стимулирования от родителей и педагогов.
Дидактические и воспитательные требования к самоподготовке в группе продленного дня После окончания учебных занятий в общеобразовательном учреждении для восстановления работоспособности обучающихся перед самоподготовкой необходимо организовать отдых не менее двух часов. Основная часть этого времени отводится на занятия на свежем воздухе. Это может быть прогулка, подвижные игры, спортивные соревнования. Наилучшим сочетанием видов деятельности обучающихся в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки. После самоподготовки дети могут заниматься в кружках, играть, посещать зрелищные мероприятия, участвовать в викторинах, конкурсах, других формах организации внеурочной деятельности младших школьников. Подготовка домашних заданий в форме самоподготовки в группе продленного дня Выполнение домашних заданий — это особая деятельность каждого школьника, находящегося в отличных от уроков условиях. Обучающиеся самостоятельно продолжают то, что делали на уроках вместе с одноклассниками и учителем, приобретая знания и навыки, необходимые для дальнейшей учебы под руководством учителя. Без этих базовых знаний учебный процесс не может продолжаться. Самостоятельная работа обучающихся — это основной вид деятельности при подготовке домашних заданий. Задача самоподготовки в группе продленного дня заключается в выработке и развитии у школьников навыков самостоятельности в учебной и трудовой деятельности, как навыка, необходимого для дальнейшей учебной работы. При организации самоподготовки необходимо соблюдать следующие рекомендации:
1. Самоподготовку в группе продленного дня планировать на 15–16 часов, когда наблюдается естественное физиологическое повышение работоспособности.
2. Время, отводимое на самоподготовку следует регламентировать. Если есть необходимость, воспитатель ГПД совместно с учителем определяют индивидуальные нормы заданий для слабоуспевающих обучающихся и детей с низким темпом работы.
3. Все обучающиеся должны иметь возможность самостоятельно определить собственный порядок выполнения домашних заданий. При этом можно помочь школьникам, посоветовать оптимальный ход планирования. Помощь должна носить рекомендательный характер, ее цель – научить школьника распределять свое время так, чтобы успеть все и не допустить утомления.
4. После завершения каждого этапа работы обучающимся обязательно нужно предоставить время на отдых, когда они могут подвигаться, спокойно поиграть, переключившись на другой вид деятельности.
5. Во время работы над каждым этапом нужно проводить короткие физминутки.
6. Школьники, выполнившие работу раньше других, должны иметь возможность заняться интересующим их видом деятельности, не мешая остальным.
В целом работа группы продленного дня не ограничивается самоподготовкой. Это время, когда организуется работа кружков и секций, занятия в клубах по интересам, организуются дополнительные занятия по интересующим обучающихся вопросам и проблемам. Это эффективная форма организации внеурочной деятельности младших школьников. При этом самоподготовка в группе продленного дня является ведущей формой деятельности и ее организация должна серьезно планироваться, быть четко продумана и регламентирована. Методов много. Каждый воспитатель должен подходить к организации самоподготовки творчески. В любом случае нужно всегда помнить о двух «нельзя». Категорически нельзя копировать урок и подходить к организации самоподготовки в группе продленного дня формально. Нельзя забывать то, что дети целый день находятся в школе и для них это огромный труд. А чтобы для учеников самоподготовка проходила более легко, необходимо постоянно искать новые пути и средства её реализации.