Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 9 человек

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ «РУССКИЙ ЯЗЫК» И «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

Дата: 3 августа 2021 в 16:34, Обновлено 3 августа 2021 в 16:39
484 просмотра

  1. Учебные программы

В 2021/2022 учебном году будут использоваться следующие учебные программы:

Русский язык

Класс

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

базов. уров.

повыш. уров.

базов. уров.

повыш. уров.

Год утверждения (издания) учебной программы

2019

2017

2020

2018

2019

2020

2020

2021

2021

Русская литература

Класс

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

базов. уров.

повыш. уров.

базов. уров.

повыш. уров.

Год утверждения (издания) учебной программы

2019

2019

2017

2018

2019

2020

2020

2021

2021

Все учебные программы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы.
V–XI классы /
Русский язык, Русская литература.

Обращаем внимание, что в связи с поэтапным переходом на обновленное содержание образования, направленное на реализацию компетентностного подхода, в 2021/2022 учебном году по новым учебным программам будут учиться учащиеся XI класса.

Учебный предмет «Русский язык»

В обновленных программах уточнены виды и формы учебной деятельности, основные требования к результатам учебной деятельности учащихся.

В содержание учебной программы для повышенного уровня изучения учебного предмета внесены следующие изменения:

скорректировано количество часов на изучение тем «Словосочетание», «Простое предложение», «Осложненное простое предложение», «Сложное предложение», «Чужая речь»; «Пунктуация как система знаков препинания и правил их употребления», «Повторение изученного в XI классе»;

на контрольные письменные работы отводится 9 часов, из них на диктанты – 2 часа, на изложения – 4 часа, на сочинение на лингвистическую или свободную тему – 1 час; на тестовые работы – 2 часа;

4 часа – резервные (по усмотрению учителя резервные часы могут быть использованы для написания сочинения на литературную или лингвистическую темы).

Учебный предмет «Русская литература»

В содержание учебной программы внесены следующие изменения:

изучение русской литературы на базовом и повышенном уровнях начнется с обзорной темы «Реализм конца XIX – начала XX века» и продолжится рассмотрением творчества Максима Горького (пьеса «На дне») и И. Бунина;

для чтения и изучения обязательны поэзия И. Бродского и драматургия А. Вампилова (на базовом и повышенном уровнях);

переструктурирован следующий учебный материал: творчество М. Цветаевой, А. Ахматовой, Б. Пастернака изучается подряд, творчество А. Твардовского – после обзорной темы «Литература 40-х – 50-х годов» (на базовом и повышенном уровнях);

оптимизировано содержание обзорных тем (на базовом и повышенном уровнях);

на базовом уровне сокращено количество обзорных тем (объединены в одну темы «Литература середины 50–60-х годов» и «Литература 70-х – начала 90-х годов»);

на повышенном уровне перенесены в список для дополнительного чтения произведения И. Шмелёва, Б. Зайцева, Д. Сэлинджера.

2. Учебные издания

К 2021/2022 учебному году изданы новые учебные пособия:

Долбик, Е.Е. Русский язык: учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения (с электронным приложением для повышенного уровня) / Е.Е. Долбик [и др.]. – Минск: НИО, 2021;

Сенькевич, Т.В.  Русская литература: учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения (с электронным приложением для повышенного уровня) / Т.В. Сенькевич [и др.]. – Минск: НИО, 2021.

На национальном образовательном портале (http://e-padruchnik.adu.by) размещены электронные версии данных учебных пособий. Электронные приложения для повышенного уровня по учебным предметам «Русский язык», «Русская литература» размещены на ресурсе profil.adu.by.

Рекомендации по работе с новыми учебными пособиями размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Русский язык, Русская литература.

Обращаем внимание, что ссылки на электронные образовательные ресурсы в новых учебных пособиях позволяют дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс, организовать работу с учащимися с разным уровнем образовательной подготовки и мотивации к изучению учебного предмета.

Примерное календарно-тематическое планирование для XI класса размещено на национальном образовательном портале: https://adu.by/Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Русский язык, Русская литература.

К 2021/2022 учебному году подготовлено новое учебно-методическое издание для учителей:

Захарова, С.Н. Русская литература в 8 классе: учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / С.Н. Захарова, Г.М. Чепелева. – Минск: НИО, 2021.

В помощь учителю для реализации в образовательном процессе компетентностного подхода изданы дидактические и диагностические материалы (серия «Компетентностный подход»):

Русский язык. 10 класс. Дидактические и диагностические материалы (базовый и повышенный уровни): пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Г.В. Галкина, Т.В. Игнатович. – Мозырь: Выснова, 2021;

Русский язык. 11 класс. Дидактические и диагностические материалы (базовый и повышенный уровни): пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Г.В. Галкина, Т.В. Игнатович. – Мозырь: Выснова, 2021;

Русская литература. 9 класс. Дидактические и диагностические материалы: пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / М.Г. Лобан. – Минск: Сэр-Вит, 2021;

Русская литература. 10 класс. Дидактические и диагностические материалы (базовый и повышенный уровни): пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / М.Г. Лобан. – Мозырь: Выснова, 2021;

Русская литература. 11 класс. Дидактические и диагностические материалы (базовый и повышенный уровни): пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Е.А. Темушева. – Мозырь: Выснова, 2021.

Полная информация об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» в 2021/2022 учебном году размещена на национальном образовательном портале: https://adu.by/Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы.
V–XI классы /
Русский язык, Русская литература.

3. Организация образовательного процесса на повышенном уровне

На II ступени общего среднего образования учебные предметы «Русский язык» и «Русская литература» могут изучаться на повышенном уровне в VIII и IX классах в объеме не более 2 дополнительных учебных часов в неделю. Рекомендации по организации изучения русского языка и русской литературы на повышенном уровне размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Русский язык, Русская литература.

При изучении учебных предметов «Русский язык», «Русская литература» в X и Xклассах на повышенном уровне используются размещенные на ресурсе profil.adu.by электронные приложения «Русский язык. 10 класс» (только материалы для повышенного уровня), «Русская литература. 10 класс», «Русский язык. 11 класс», «Русская литература. 11 класс» (учебный материал для базового и повышенного уровней). Одновременно могут использоваться печатные издания учебных пособий, предусмотренные для изучения учебных предметов «Русский язык» на базовом и повышенном уровнях и «Русская литература» на базовом уровне.

Методические рекомендации по организации образовательного процесса на повышенном уровне в X–XI классах учреждений общего среднего образования с использованием новых учебных пособий размещены на национальном образовательном портале:https://adu.by/Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Русский язык, Русская литература.

На учебных занятиях по русской литературе для работы с текстами следует использовать издания серии «Школьная библиотека» (список серии книг «Школьная библиотека» размещен на национальном образовательном портале: https://adu.by/Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы.
V–XI классы /
Русская литература), а также интернет-ресурсы.

4. Особенности организации образовательного процесса

Реализация воспитательного потенциала учебного предмета. В 2021/2022 учебном году необходимо обратить особое внимание на реализацию в образовательном процессе воспитательного потенциала учебных предметов. Решение этой задачи напрямую связано с достижением учащимися личностных образовательных результатов.

При формулировке воспитательных задач урока следует ориентироваться на указанные личностные образовательные результаты.

Учебной программой по учебному предмету «Русский язык» предусмотрено достижение учащимися следующих личностных образовательных результатов: владение русским языком как средством познания мира, приобщения к культуре как системе ценностей и норм поведения; осознание себя гражданином белорусского государства, обладание чувством патриотизма, интеллектуальной, коммуникативной, духовно-нравственной, гражданской культурой; соблюдение принятых в обществе правовых и морально-этических норм.

В содержании учебного предмета «Русский язык» в наибольшей мере на достижение личностных образовательных результатов ориентированы разделы: «Культура речи», «Текст», «Стили речи», «Жанры речи», «Общие сведения о языке». Вместе с тем при изучении каждой темы необходимо создавать условия для формирования у учащихся научного мировоззрения, осознания роли языка в познании мира и практической речевой деятельности, готовности и способности к взаимопониманию, диалогу и сотрудничеству, овладению культурой речевого общения в различных сферах деятельности, развития познавательной культуры учащихся, их языковых, интеллектуальных возможностей. Особого внимания требует осмысление русского языка как национальной культурной ценности, формирование осмысленного восприятия учащимися русского литературного языка как средства закрепления культурных традиций, нравственных ценностей общества; формирование у учащихся чувства красоты, благозвучия, выразительности, эстетической ценности русского языка.

При подборе дидактического материала к учебным занятиям рекомендуется отдавать предпочтение таким упражнениям и заданиям, которые своим содержанием воспитывают у учащихся любовь и уважение к языку, природе, Родине; способствуют формированию гражданственности, национального самосознания, экологической культуры, культуры безопасности жизнедеятельности.

Богатым воспитательным потенциалом обладают художественные, публицистические, научные (научно-популярные) тексты,используемые на уроке языка в качестве дидактического материала. Текст обладает огромной силой воздействия, способствует формированию духовного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие нравственные чувства.

С целью реализации воспитательного потенциала учебного предмета рекомендуется использовать следующие методы, формы и приемы, виды деятельности:

лингвокультурологический анализ национально маркированных языковых единиц, связанный с выявлением их символических значений, выяснением этимологии и раскрытием внутренней формы слов, фразеологизмов, пословиц, поговорок, сравнений;

составление ассоциативных полей со словом, фразеологизмом, происхождение и существование которых связано с историей, культурой и психологией народа; подбор русских соответствий к иноязычным словам, фразеологизмам, пословицам, формулам речевого этикета;

экстралингвистический комментарий или лингвокультурологический анализ текстов, в которых раскрываются факты духовной и материальной культуры русского народа: традиции, мораль, быт, жизненная философия, ценности, национальные символы и др.; постановка проблемных вопросов, фронтальная беседа;

устные и письменные высказывания учащихся на этнолингвистические, лингвокультурологические, социокультурные, морально-этические темы (воспитательный аспект в предложенных заданиях реализуется в самовыражении учащихся в процессе создания ими собственных оригинальных текстов в устной и письменной форме).

В воспитательных целях рекомендуется использование проблемно-ситуативных заданий, которые предусматривают подробный анализ ситуации с поиском собственного варианта ее решения.Эффективным будет метод моделирования конфликтных ситуаций, в ходе которого учащиеся не только проигрывают и анализируют различные «модели» конфликтов, но и конструктивно разрешают противоречия, возникающие в реальных отношениях. Проявляя непримиримость к несправедливости, безответственности, недисциплинированности, учащиеся избирают соответствующие приемы и средства преобразовательной деятельности.

Для формирования у учащихся правил социального поведения, умения корректно относиться к иным точкам зрения, проявлять уважительное отношение к собеседнику, развития личностных качеств (добросовестности, ответственности, критического отношения к собственным действиям, умений высказывать свою точку зрения, формулировать выводы и др.) рекомендуется использовать активные методы и формы обучения (групповые и парные формы работы, мозговой штурм, дискуссия, диспут, коллективные творческие дела,проекты и др.).

Учебной программой по учебному предмету «Русская литература» предусмотрено достижение учащимися следующих личностных образовательных результатов: сформированность нравственных ценностных ориентаций; осознание себя гражданином белорусского государства, своей этнической принадлежности; обладание чувством патриотизма; проявление уважения к национальному культурному наследию; осознание семьи как личной ценности; осознание значимости социально ответственного поведения; проявление межэтнической и межкультурной толерантности.

Важным средством достижения учащимися личностных результатов является понимание ими ценностных ориентиров писателей и литературных героев.

На уроках русской литературы рекомендуется:

при изучении жизненного и творческого пути писателей акцентировать внимание на тех моментах, которые демонстрируют учащимся образец поведения Человека и Гражданина;

в ходе анализа литературных произведений обращать внимание учащихся на слова и поступки литературных героев, которые иллюстрируют гуманное отношение к окружающему миру (бережное отношение к природе, животным, вещам, культурному наследию страны); правовую и нравственную культуру (соблюдение законов и нравственных норм, приверженность общечеловеческим ценностям); гражданско-патриотическую позицию (уважительное отношение к истории и культуре своей страны, желание принести пользу своей стране); уважительное отношение к труду, стремление повышать свой уровень образования и т.д.

В ходе изучения литературных произведений рекомендуется включать учащихся в различные виды деятельности, предлагать им задания, при выполнении которых они будут анализировать жизненные ситуации, в которых оказались литературные герои, и найденные ими решения. Важно, чтобы при этом учащиеся применяли критерии нравственно-этической оценки поступков и событий; осознавали и принимали (или не принимали) духовно-нравственные идеалы героев; находили в художественном произведении ориентиры для собственного поведения в различных жизненных обстоятельствах.

Для реализации воспитательного потенциала учебного предмета в процессе работы с художественным произведением рекомендуется использовать следующие задания:

задания, ориентированные на практическую деятельность и связь с повседневной жизнью (сравнительный анализ пейзажных картин в художественном произведении и окружающей учащихся природы; письмо ветерану, основанное на впечатлениях об изученном произведении о Великой Отечественной войне; создание интернет-страничек, посвященных памятным событиям, описанным в литературных произведениях);

задания, позволяющие учащимся связать изучаемый учебный материал с личным социальным опытом и сложившимися представлениями о социальной жизни и поведении людей в обществе (инсценирование фрагментов художественных произведений с последующим обсуждением; создание альтернативных сюжетных линий, финалов произведений с учетом изменения характеров героев, их поступков; литературные викторины, эстафеты, конкурсы, аукционы, ярмарки; подготовка литературной экскурсии);

задания, направленные на выявление личностного отношения учащегося к художественному произведению, его героям (творческое пересоздание словесного текста в другие виды искусства (рисование героя, подбор иллюстраций, создание обложки для книги и т.д.), «Создай дневниковую запись героя», «Продолжи фразу», «Подготовь эмоциональную партитуру настроения героя», «Составь диагностическую карту поведения героя» и др.).

На уроках русской литературы особое внимание следует уделять развитию культуры речи учащихся, умения корректно относиться к иным точкам зрения, проявлять уважительное отношение к собеседнику.

Необходимо учитывать, что основополагающим фундаментом любого урока литературы является непосредственная работа с текстом художественного произведения, который становится отправной точкой в процессе непрерывного воспитания.

Обращаем внимание, что в VVIII классах письменные работы по русской литературе носят обучающий характер. Отметки за обучающие работы выставляются по усмотрению учителя только по литературе и должны носить стимулирующий характер.

Для заучивания наизусть учитель предлагает только те стихотворения или прозаические отрывки из художественных текстов, которые определены учебной программой по русской литературе.

При оценке результатов учебной деятельности учащихся следует руководствоваться Нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденными приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674 (ред. от 18.06.2010 № 420, от 29.09.2010 № 635).

При выставлении отметки за четверть необходимо учесть следующее: в случае, когда учебный материал определенной темы (раздела) по учебному предмету не представляется возможным изучить в рамках четверти, выставление отметки за эту четверть осуществляется как среднее арифметическое отметок по результатам текущей аттестации (поурочных баллов).

В случае отсутствия учащегося на уроке, на котором проводился тематический контроль, в целях проверки и оценки усвоения им учебного материала определенной темы (раздела) по учебному предмету учащийся должен выполнить работу тематического контроля на любом другом уроке.

Объем и содержание домашнего задания учитель определяет дифференцированно, исходя из конкретной учебной ситуации и индивидуальных особенностей учащихся. Обращаем внимание, что использование рабочих тетрадей на печатной основе не является обязательным для учащихся.

Для проведения факультативных занятий необходимо использовать учебные программы, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.

Учебные программы факультативных занятий по учебным предметам «Русский язык», «Русская литература» и компоненты УМК для факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале:https://adu.by /Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы.
V–XI классы /
Русский язык, Русская литература.

При планировании и организации внеклассной работы по учебным предметам «Русский язык», «Русская литература» рекомендуем обратить внимание на календарь юбилейных дат, которые будут отмечаться в 2021/2022 учебном году:

11 ноября – 200 лет со дня рождения русского писателя Ф.М. Достоевского (1821–1881);

19 ноября – 310 лет со дня рождения русского поэта, реформатора русского языка и стихосложения М.В. Ломоносова (1711 –1765);

22 ноября – 220 лет со дня рождения лексикографа В.И. Даля (1801–1872);

28 ноября – 115 лет со дня рождения русского филолога, культуролога, исследователя культуры и литературы Древней Руси Д.С. Лихачёва (1906–1999);

10 декабря – 200 лет со дня рождения русского поэта Н.А. Некрасова (1821 –1877);

15 марта – 85 лет со дня рождения русского писателя В.Г. Распутина (1937–2015);

31 мая – 130 лет со дня рождения русского советского писателя К.Г. Паустовского (1892–1968).

5. Выпускной экзамен по русскому языку

В 2021/2022 учебном году выпускной экзаменпо русскому языку по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования будет проводиться в форме диктанта; по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования – в форме изложения по разным текстам для учащихся, изучающих русский язык на повышенном уровне, и для учащихся, изучающих русский язык на базовом уровне.

6. Дополнительные ресурсы

При организации образовательного процесса можно использовать единый информационно-образовательный ресурс https://eior.by.Его назначение – поддержка учащихся, получающих общее среднее образование в соответствии с индивидуальным учебным планом, а также учащихся, которые по уважительным причинам временно не могут посещать учреждение образования.

7. Организация методической работы

При планировании методической работы с учителями русского языка и литературы в 2021/2022 учебном году следует учитывать требования нормативных правовых актов, актуальные вопросы развития предметного образования, интересы и запросы педагогов, их профессиональные компетенции.

Для организации деятельности методических формирований учителей русского языка и литературы в 2021/2022 учебном году предлагается единая тема «Совершенствование профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы по использованию технологии визуализации учебной информации в современном образовательном процессе».

На августовских предметных секциях рекомендуется обсудить следующие вопросы:

1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» в 2021/2022 учебном году:

обновленные учебные программы по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» для XI класса;

новые учебные пособия по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» для XI класса и особенности работы с ними в процессе организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

новые учебно-методические пособия по русскому языку и литературе для учителей, методические публикации в научно-методическом журнале «Русский язык и литература»;

единый информационно-образовательный ресурс: назначение, содержание, возможности использования в процессе обучения русскому языку и литературе.

2. Планирование работы методических формирований в 2021/2022 учебном году:

анализ результатов работы методических формирований учителей русского языка и литературы за 2020/2021 учебный год;

организация работы районного методического объединения, творческих групп, школы молодого учителя и других методических формирований в 2021/2022 учебном году.

В течение учебного года на заседаниях методических формирований учителей русского языка и литературы (методическое объединение, школа молодого учителя, школа совершенствования педагогического мастерства, творческие группы и др.) рекомендуется рассмотреть актуальные вопросы теории и методики преподавания, использования современных технологий визуализации в образовательном процессе по русскому языку и литературе с учетом имеющегося эффективного педагогического опыта педагогов региона:

визуализация учебной информации в учебных пособиях по русскому языку и литературе как эффективное средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся;

когнитивная визуализация учебной информации (схемы, графики, таблицы, опорные конспекты, интеллект-карты и др.) как средство повышения результативности образовательного процесса по русскому языку и литературе;

технологии визуализации как способ развития учебно-познавательных и информационных компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы;

активизация учебно-познавательной деятельности учащихся посредством технологии визуализации учебной информации по русскому языку и литературе;

воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы;

использование учебных материалов единого информационно-образовательного ресурса для организации самостоятельной работы учащихся при изучении русского языка и литературы;

особенности использования средств визуализации (скрайбинг, инфографика, кластер, интеллект-карта и др.) на разных этапах уроков русского языка и литературы;

обучение учащихся созданию вторичных текстов (рефератов, конспектов, тезисов, планов, алгоритмов и др.) на уроках русского языка и литературы с использованием средств визуализации учебного материала;

использование методики крупноблочной подачи учебного материала на уроках русского языка;

применение логико-смысловых моделей на уроках русского языка и литературы на этапе закрепления и обобщения изученного учебного материала;

использование инфографики на уроках русской литературы при изучении художественных произведений и биографического материала;

моделирование современных уроков русского языка и литературы с использованием техник визуализации как одного из средств реализации воспитательного потенциала урока.

С целью обеспечения условий для развития предметно-методических компетенций учителей русского языка и литературы в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» в 2021/2022 учебном году планируется проведение повышения квалификации и обучающих курсов (тематических семинаров).

Подробная информация о курсовых и межкурсовых мероприятиях, рекомендации по содержанию и организации методической работы с педагогами в 2021/2022 учебном году размещены на сайте государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»(www.academy.edu.by).

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.