Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 9 человек

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ»

Дата: 3 августа 2021 в 16:56
914 просмотров

1. Учебные программы

В 2021/2022 учебном году используются следующие учебные программы:

Астрономия. XІ класc // Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. XІ класс. – Минск : Нац. ин-т образования, 2021.

Астраномія. XІ клас // Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. XІ клас. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2021.

Учебные программы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы.
V–XI классы / Астрономия.

2. Учебные издания

В 2021/2022 учебном году будут использоватьсяновые учебники:

Галуза, І.В. Астраномія: падручнік(базавы і павышаны ўзроўні) для 11 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / І.В. Галуза, У.А. Голубеў, А.А. Шымбалёў. – Мінск: Народная асвета, 2021.

Галузо, И.В. Астрономия: учебник (базовой и повышенный уровни) для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения /И.В. Галузо, В.А. Голубев, А.А. Шимбалёв. – Минск: Народная асвета, 2021.

На национальном образовательном портале (http://e-padruchnik.adu.by) размещены электронные версии данных учебников.

Рекомендации по работе с новымиучебниками размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Астрономия.

Примерное календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Астрономия» размещено на национальном образовательном портале:https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы.
V–XI классы / Астрономия.

К 2021/2022 учебному году подготовлено новое издание для учителей:

Галузо, И.В. Астрономия. 11 класс. Дидактические материалы: пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / И.В. Галузо. – Минск: Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, 2021.

Полная информация об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебному предмету «Астрономия» в 2021/2022 учебном году размещена на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы.
V–XI классы / Астрономия.

3. Организация образовательного процесса на повышенном уровне

Учебный предмет «Астрономия» может изучаться на повышенном уровне. В этом случае дополнительный час используется для решения задач практической направленности и проведения астрономических наблюдений.

4. Особенности организации образовательного процесса

Реализация воспитательного потенциала учебного предмета. В 2021/2022 учебном году необходимо обратить особое внимание на реализацию в образовательном процессе воспитательного потенциала учебного предмета. Решение этой задачи связано с достижением учащимися личностных образовательных результатов.

Учебной программой по учебному предмету «Астрономия» предусмотрено формирование у учащихся научного мировоззрения на основе обобщенного научного представления о Вселенной, общих принципах мироздания и системе методов научного познания природы.

При формулировке воспитательных задач урока следует ориентироваться на указанные личностные образовательные результаты.

В содержании учебного предмета «Астрономия» в наибольшей мере на достижение личностных образовательных результатов ориентированы темы: «Значение астрономии и ее роль в формировании мировоззрения. Место астрономии среди других наук. Вклад белорусских ученых в развитие астрономии», «Проблемы и перспективы космических исследований»; «Влияние Солнца на жизнь Земли», «Жизнь и разум во Вселенной. Антропный принцип». Вместе с тем при изучении каждой темы необходимо создавать условия для формирования у учащихся научного мировоззрения, осознания роли астрономии в познании мира и практической деятельности, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, ответственного отношения к окружающей среде.

При подборе дидактического материала к учебным занятиям рекомендуется отдавать предпочтение таким упражнениям и заданиям, которые способствуют формированию у учащихся патриотизма и национального самосознания, чувства гордости за свою страну, информационной, экологической культуры, культуры безопасности жизнедеятельности, ценностного отношения к своему здоровью, осознанию учащимися экологических аспектов освоения космического пространства.Реализации воспитательного потенциала учебного предмета будет способствовать изучение материалов о научных открытиях белорусских ученых, достижениях Беларуси в области освоения космического пространства.

С целью реализации воспитательного потенциала учебного предмета «Астрономия» рекомендуется использовать активные методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций, конференции, дискуссии, экскурсии, метод проектов.

Астрономические наблюдения являются практическими работами, которые предусмотрены учебной программой. На проведение астрономических наблюдений отводится 3 учебных часа. Рекомендуется провести следующие виды астрономических наблюдений: «Вечерние наблюдения (осенние)», «Дневные наблюдения Солнца», «Вечерние наблюдения (весенние)».

В связи с тем, что проведение астрономических наблюдений возможно во внеучебное время, для организации их проведения руководителем учреждения образования издается приказ об изменении расписания учебных занятий в связи с проведением вечерних (осенних и весенних) наблюдений, а при необходимости – дневных наблюдений Солнца.

Поскольку каждое из наблюдений рассчитано на один урок, то тема наблюдения записывается в графу «Змест вучэбных заняткаў» в день его проведения, например: Вечерние наблюдения (осенние).

Напоминаем, что при проведении астрономических наблюдений по учебному предмету «Астрономия» осуществляется деление класса на две группы в соответствии с пунктами 54, 57 Положения об учреждении общего среднего образования.

При планировании работы по организации астрономических наблюдений в первом полугодии учебного года рекомендуется использовать материалы статьи «Астрономические наблюдения в 2021 году» авторов В.А. Голубева, И.В. Галузо (научно-методический журнал «Фізіка», № 4, 2020).

При оценке результатов учебной деятельности учащихся следует руководствоваться Нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденными приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674 (ред. от 18.06.2010 № 420, от 29.09.2010 № 635).

При выставлении отметки за четверть необходимо учесть следующее: в случае, когда учебный материал определенной темы (раздела) по учебному предмету не представляется возможным изучить в рамках четверти, выставление отметки за эту четверть осуществляется как среднее арифметическое отметок по результатам текущей аттестации (поурочных баллов).

В случае отсутствия учащегося на уроке, на котором проводился тематический контроль, в целях проверки и оценки усвоения им учебного материала определенной темы (раздела) по учебному предмету учащийся должен выполнить работу тематического контроля на любом другом уроке.

Для проведения факультативных занятий предлагается использовать учебные программы, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь. Учебные программы факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Астрономия.

5. Дополнительные ресурсы

При организации образовательного процесса можно использовать единый информационно-образовательный ресурс https://eior.by.Его назначение – поддержка учащихся, получающих общее среднее образование в соответствии с индивидуальным учебным планом, а также учащихся, которые по уважительным причинам временно не могут посещать учреждение образования.

6.Организация методической работы

При планировании методической работы с учителями астрономии в 2021/2022 учебном году следует учитывать требования нормативных правовых актов, актуальные вопросы развития предметного образования, интересы и запросы педагогов, их профессиональные компетенции.

Для организации деятельности методических формирований учителей астрономии в 2021/2022 учебном году предлагается единая тема:«Совершенствование профессиональной компетентности учителей астрономии по использованию технологии визуализации учебной информации в современном образовательном процессе».

На августовских предметных секциях рекомендуется обсудить следующие вопросы.

  1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по астрономии в 2021/2022 учебном году:

обновленная учебная программа по учебному предмету «Астрономия» для XI класса;

новые учебные пособия по астрономии для XI класса и особенности работы с ними.

2. Планирование работы методических формирований учителей астрономии в 2021/2022 учебном году:

анализ методической работы в 2020/2021 учебном году;

планирование работы районных методических объединений и других методических формирований в 2021/2022 учебном году.

На заседаниях методических объединений учителей, преподающих учебный предмет «Астрономия», с участием учителей смежных учебных предметов рекомендуется рассмотреть актуальные вопросы по использованию современных технологий визуализации в образовательном процессе по астрономии с учетом эффективного педагогического опыта педагогов региона:

использование новых учебных пособий по астрономии для организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

воспитательный потенциал урока астрономии;

методические особенности использования современных средств визуализации учебной информации по астрономии для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся;

моделирование современного урока астрономии с использованием техник визуализации как одного из средств реализации воспитательного потенциала урока;

использование методов и средств визуализации астрономических явлений и процессов для повышения качества усвоения учебного материала.

С целью обеспечения условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов в области организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках астрономии в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» в 2021/2022 учебном году планируется проведение повышения квалификации и обучающих курсов (тематических семинаров).

Подробная информация о курсовых и межкурсовых мероприятиях, рекомендации по содержанию и организации методической работы с педагогами в 2021/2022 учебном году размещены на сайте государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (www.academy.edu.by).

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.