ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Основы безопасности жизнедеятельности изучаются с целью воспитания у учащихся ответственного отношения к личной и общественной безопасности, формирования умений оценивать опасности окружающей среды и навыков защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в опасных ситуациях.
В дополнение к нормативным правовым документам, указанным в общей части данного инструктивно-методического письма,при организации процессаобучения основам безопасности жизнедеятельности следует также руководствоваться:
Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (ред. от 30.12.2019);
Директивой Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (ред. от 12.10.2015);
Законом Республики Беларусь «О гражданской обороне»;
Законом Республики Беларусь «О пожарной безопасности»;
Законом Республики Беларусь «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
Законом Республики Беларусь «О дорожном движении»;
Концепцией обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2006 № 757 (ред. от 17.08.2016);
Комплексом мер по повышению безопасности дорожного движения в Республике Беларусь на 2019–2025 годы «Добрая дорога»;
Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972 (с изменениями и дополнениями, в том числе главы 11 и 11-1 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.11.2014 № 1087);
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.04.2001 № 495 «О Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (ред. от 28.05.2020);
Концепцией информационной безопасности Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Безопасности Республики Беларусь от 18.03.2019 №1 (размещена на национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь);
Планом организационно-аналитических, практических и иных мероприятий по защите несовершеннолетних от сексуального насилия и эксплуатации на 2020–2022 годы, утвержденным первым заместителем Премьер-министра Республики Беларусь от 28.01.2020 № 33/102-477/38;
Правилами охраны жизни людей на водах Республики Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.12.2009 № 1623 (ред. от 28.12.2013);
Планом мероприятий в Республике Беларусь по предупреждению гибели людей на водах на 2019–2021 годы, утвержденным заместителем Премьер-министра Республики Беларусь 24.01.2019.
1. Учебные программы
В 2021/2022 учебном году по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» используются следующие учебные программы:
Класс |
II |
III |
IV |
V |
Год утверждения (издания) учебной программы |
2020 |
2020 |
2020 |
2020 |
Все учебные программы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы; https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Основы безопасности жизнедеятельности.
2. Учебные издания
К 2021/2022 учебному году подготовлены новые учебные издания:
Аброськина, Т.Ю. Основы безопасности жизнедеятельности:
2–4 классы. Дидактический материал: в 2 ч. Ч. 1. Личная и коллективная безопасность. Здоровый образ жизни: учебное наглядное пособие для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Т.Ю. Аброськина. – Минск : Нац. ин-т образования, 2020;
Аброськина, Т.Ю. Основы безопасности жизнедеятельности.
2–4 классы. Дидактический материал;в 2 ч. Ч.2. Личная и коллективная безопасность. Здоровый образ жизни: учебное наглядное пособие для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Т.Ю.Аброськина. – Минск : Нац. ин-т образования, 2021;
Сушко, А.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Правила дорожного движения. Энциклопедия Кота Катафотыча: учебное наглядное пособие для 2–4 классов учреждений общего средего образования с русским языком обучения / А.А. Сушко. – Минск : Жасскон, 2020;
Полная информация об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2021/2022 учебном году размещена на национальном образовательном портале:https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы.
I–IV классы; https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы.
V–XI классы / Основы безопасности жизнедеятельности.
3. Особенности организации образовательного процесса
В соответствии с Положением об учреждении общего среднего образованияизучение основ безопасности жизнедеятельности осуществляется в учреждениях общего среднего образования всех видов.
Типовым учебным планом общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 06.05.2020 № 83, предусмотрено изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» во ІІ–V классах. Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» не учитывается при определении максимальной допустимой учебной нагрузки на одного учащегося в неделю.
В VІ–ІХ классах обучение учащихся основам безопасности жизнедеятельности может осуществляться за счет часов факультативных занятий.
В учреждениях общего среднего образования, расположенных на территории радиационного загрязнения, дополнительно проводятся занятия по радиационной безопасности (учебная программа факультативных занятий «Основы радиационной безопасности» для I–IX классов, утверждена Министерством образования Республики Беларусь в 2020 году). Учебная программа размещена на национальном образовательном портале:https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы; https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Основы безопасности жизнедеятельности.
Занятия по радиационной безопасности записываются в классном журнале на отдельной странице: в І–ІV классах – по 4 занятия, в V–ІХ классах – по 8.
На усмотрение учителя учащиеся могут вести одну рабочую тетрадь в клетку (для записей на уроке).
Домашние задания по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» не предусмотрены.
Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» во ІІ–ІV классах осуществляется на содержательно-оценочной основе без выставления отметок. Диагностика усвоения учебного материала для последующей своевременной ликвидации пробелов в усвоении знаний учащимися проводится в различных формах: викторина, тестовая работа, решение ситуационных задач и др.
В Vклассе используется зачетная форма проверки и оценки знаний по итогам проведения различных видов работ (экспресс-опросы, тесты, практические работы, решение ситуационных задач и др.), проводимых один раз в четверть с выставлением учащимся отметки «зачтено»/«не зачтено». Конкретное учебное занятие для проведения зачета и порядок его проведения определяет педагогический работник, осуществляющий обучение учащихся основам безопасности жизнедеятельности.
Проведение зачета фиксируется записью в классном журнале: на левой странице классного журнала напротив фамилии каждого учащегося делается запись «зачтено»/«не зачтено», на правой странице классного журнала указывается дата проведения зачета и тема урока (например: 20.10. Зачет по теме «…»).При отсутствии учащегося на уроке, на котором проводился зачет, учитель проводит контроль усвоения данным учащимся учебного материала в иной срок, при этом отметка о зачете выставляется в классный журнал в день сдачи зачета этим учащимся.
Положительная отметка («зачтено») ставится в том случае, если учащийся понимает суть рассматриваемого вопроса, объясняет основные понятия, сопровождает рассказ примерами, может применить ранее усвоенные знания по основам безопасности жизнедеятельности для решения однотипных учебных и практических задач. В случае ошибок и недочетов учащийся может их исправить самостоятельно или с помощью учителя.
По завершении учебного года на основании результатов проведенных зачетов в течение учебного года (без аттестации по четвертям) в классный журнал напротив фамилии каждого учащегося вносится запись «зачтено»/«не зачтено».
4. Реализация воспитательного потенциала учебного предмета
В 2021/2022 учебном году необходимо обратить особое внимание на реализацию в образовательном процессе воспитательного потенциала учебного предмета. Решение этой задачи связано с достижением учащимися личностных образовательных результатов.
Учебной программой по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» предусмотрено достижение учащимися личностных образовательных результатов, которые выражаются в том, что учащийся:
осознает свою принадлежность к белорусскому народу и проявляет уважение к государственным символам Республики Беларусь;
имеет представления о нравственных понятиях (добро, сострадание, терпение, уважение, дружба, честность);
понимает личную ответственность за свои поступки;
имеет начальные представления о правах ребенка;
имеет ценностные представления о семье, проявляет уважительное отношение к членам семьи;
проявляет толерантность в межличностных взаимоотношениях;
понимает значение труда в жизни человека; стремится к успешной учебной деятельности и проявляет к ней положительное отношение;
проявляет бережное отношение к окружающей среде;
понимает важность безопасного и здорового образа жизни; соблюдает режим дня и проявляет желание заниматься физической культурой, посильным физическим трудом.
При формулировке воспитательных задач учебных занятий по основам безопасности жизнедеятельности следует ориентироваться на указанные личностные образовательные результаты.
В содержании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в наибольшей мере на достижение личностных образовательных результатов ориентированы темы разделов: «Личная и коллективная безопасность» («Правила защиты информации при разговоре по телефону», 3 класс; «Защита детей государством», 4 класс; «Окружающая среда и безопасность» («Детские и юношеские объединения юных спасателей», «На природе без пожаров», 4 класс); «Здоровый образ жизни» («Активные формы здорового образа жизни», «Полезные и вредные привычки», 2 класс; «Профилактика вредных привычек», «Видеопродукция (мультфильмы) и здоровье», 3 класс; «Интернет-зависимость», «Навязываемый выбор наркотиков. Вред, наносимый наркотиками психическому и физическому здоровью человека», 5 класс).
Вместе с тем при изучении каждой темы необходимо создавать условия для формирования у учащихся ценностного отношения к своему здоровью и жизни; для воспитания таких качеств, как: ответственность за личную безопасность и безопасность окружающих, организованность, дисциплинированность, внимательность, осторожность, выдержка, смелость.
При подборе дидактического материала к учебным занятиям рекомендуется отдавать предпочтение таким упражнениям и заданиям, которые своим содержанием воспитывают у учащихся любовь к Родине, способствуют формированию гражданственности, национального самосознания, нравственной, экологической культуры, культуры безопасности жизнедеятельности, ценностного отношения к своему здоровью.
С целью реализации воспитательного потенциала учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» рекомендуется использовать активные методы и формы обучения: игровые методы; решение ситуационных задач; упражнения-тренинги (на специально оборудованных площадках и объектах); беседы; дискуссии; рассказы-презентации; чтение и обсуждение художественных произведений; демонстрация фрагментов мультипликационных фильмов и видеоматериалов с последующим их обсуждением; анализ рисунков, фотографий, плакатов; тематическое рисование, сочинение историй.
На учебных занятиях по основам безопасности жизнедеятельности целесообразно использовать такой метод обучения, как моделирование ситуаций, в которых могут оказаться учащиеся в повседневной жизни. Создание и исследование моделей реальной жизни, решение ситуационных задач, составление схем, инструкций, алгоритмов безопасного поведения позволяют учащимся адекватно воспринимать окружающий мир, распознавать опасные и чрезвычайные ситуации и, в случае их проявления, правильно действовать. При этом обязательным условием является многократное (в различных формах) повторение учащимися действий, имитирующих безопасное поведение на улице, во дворе, дома, в школе с целью выработки привычки соблюдать изученные правила.
В рамках учебного занятия могут быть проведены практические мероприятия, направленные на охрану несовершеннолетних от сексуального насилия и эксплуатации: тренинги по формированию навыков безопасного поведения; беседы, способствующие выработке у детей стратегий действий в угрожающих жизни ситуациях, с привлечением к участию законных представителей учащихся, представителей общественных организаций, которые работают с молодёжью.
Во всех классах при изучении тем о криминогенных опасностях необходимо включать материал о правилах поведения при угрозе возникновения террористических актов. При рассмотрении данных вопросов обращается внимание на способы сообщения о возможной угрозе террористического акта, а также на административную ответственность за заведомо ложное сообщение об угрозе террористического акта или чрезвычайной ситуации.
Профилактическая работа по антинаркотической безопасности должна осуществляться планомерно и систематически. Однако в содержание занятий по основам безопасности жизнедеятельностине должны включаться сведения о способах получения и использования наркотических веществ, особенностях их воздействия и ощущений, возникающих при их употреблении. Внимание учащихся следует концентрировать на социальных последствиях употребления наркотических веществ, курительных смесей, спайсов.
При изучении вопросов профилактики утоплений внимание учащихся акцентируется на том, что несчастные случаи происходят не только по причине нарушения правил поведения на воде, но и
из-за неумения обращаться с инвентарем для плавания.
В связи с такими реальными ситуациями, как неправильная эксплуатация электросетей жилого фонда, увеличение этажности новостроек, повышение мощности включаемых в сеть бытовых электроприборов, особое значение имеют знания и умения по пожарной безопасности. При изучении тем пожарной безопасности следует особое внимание уделить безопасности обращения с открытым огнем в населенных пунктах.
В учреждениях образования необходимо проводить разъяснительную работу, направленную на минимизацию негативных последствий травмирующих факторов (в том числе и от использования учащимися электросамокатов, тюбингов, батутов) с учетом анализа их структуры в конкретном учреждении.
Академией последипломного образования, областными (Минским городским) институтами развития образования обобщен эффективный опыт работы по предупреждению правонарушений в части соблюдения правил дорожного движения. Материалы в помощь педагогическим работникам размещены на сайтах данных учреждений. Кроме этого, на сайте учреждения образования «Республиканский центр инновационного и технического творчества» (http://rcitt.by) создана рубрика «По безопасной дороге – в безопасный мир», в которой размещены материалы и сценарии проведения мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
В процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности рекомендуется использовать электронные ресурсы, размещенные на сайтах:
Министерства внутренних дел Республики Беларусь в разделе УГАИ МВД «Милиция – детям»: https://www.mvd.gov.by/ru/stocks/39;
Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в разделе «Центр безопасности МЧС»:https://mchs.gov.by/tsentr-bezopasnostimchs;
на YouTube-канале Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь:https://www.youtube.com/user/MannyCalaverra/featured.
По ссылке https://www.youtube.com/watch?v=FILgPxyDcr0&list=PL6UfMc07JDjYGdh8ltwb_Is6BkMsKXyFd&index=5доступен для скачивания мультипликационный сериал «Волшебная книга», по ссылке https://mchs.gov.by/Lifehacks – лайфхаки; по ссылке https://mchs.gov.by/mobilnoe-prilozhenie-mchs-belarusi-pomoshch-ryadom –мобильное приложение «МЧС Беларуси: помощь рядом».
При организации образовательного процесса рекомендуется использовать материалы специализированной рубрики «Алгоритм безопасности» в газете «Настаўніцкая газета»; тематических страниц еженедельника «7 Дней»; материалы профилактической направленности по тематике безопасной жизнедеятельности в республиканских, областных, районных (городских) и иных периодических изданиях.
Для проведения занятий по Правилам дорожного движения в качестве дидактического средства рекомендуется использоватьсогласованные с УГАИ МВД Республики Беларусь:
компьютерную программу «Правила дорожного движения для школьников» (http://pdd.by/Для детей),
экспресс-тесты «Основы безопасного поведения на дорогах»;
плакаты «Правила дорожного движения» (http://ish.adrive.by).
С целью формирования у учащихся самосохранного и ответственного поведения на учебных занятиях необходимо акцентировать внимание на неукоснительном соблюдении правил дорожного движения. При этом целесообразно использовать обучающие фильмы и иные материалы, размещенные на сайте Министерства внутренних дел Республики Беларусь в разделе УГАИ МВД «Милиция – детям»: https://www.mvd.gov.by/ru/stocks/39.
Можно также использовать разработанный в рамках региональной инициативы стран СНГ при поддержке Бюро развития электросвязи Международного союза электросвязи «Учебный дистанционный курс безопасного пользования ресурсами сети Интернет», который доступен по адресу:https://onlinesafety.info.
В учреждениях образования два раза год рекомендуется провести Единые дни безопасности, предусмотрев:
тематические занятия с обучающимися по вопросам безопасного поведения при организации образовательного процесса, во внеурочное время, во время досуга, в ситуациях, угрожающих жизни, и др.;
учения (тренировки) с педагогическими работниками, техническим персоналом и обучающимися по эвакуации из помещений, зданий при пожарах и других чрезвычайных ситуациях;
тематические родительские собрания по организации безопасного досуга детей, профилактике противоправного поведения обучающихся.
Обращаем внимание, что при проведении занятий по основам безопасности жизнедеятельности необходимо использовать эффективные формы взаимодействия с:
районными (городскими) отделами внутренних дел, работниками правоохранительных органов;
районными (городскими) отделами по чрезвычайным ситуациям, региональными отделениями общественного объединения «Белорусская молодежная общественная организация спасателей-пожарных»;
Республиканским государственно-общественным объединением «Белорусское республиканское общество спасания на водах» (ОСВОД);
Республиканским государственно-общественным объединением «Белорусское добровольное пожарное общество» и его структурными подразделениями;
организациями и учреждениями здравоохранения.
5. Организация методической работы
При планировании методической работы с учителями, преподающими учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», в 2021/2022 учебном году следует учитывать требования нормативных правовых актов, интересы и запросы педагогов, их профессиональные компетенции.
На августовских предметных секциях рекомендуется обсудить следующие вопросы:
нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности в 2021/2022 учебном году;
патриотическое воспитание учащихся при реализации учебных программ по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»;
итоги работы методических формирований учителейв 2020/2021 учебном году, планирование методической работы на 2021/2022 учебный год.
Для организации деятельности методических формирований учителей, преподающих основы безопасности жизнедеятельности, в 2021/2022 учебном году предлагается единая тема «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по использованию технологии визуализации учебной информации в современном образовательном процессе».
В течение учебного года на заседаниях методических объединений рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
методические особенности использования современных средств визуализации учебной информации по основам безопасности жизнедеятельности для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся;
проектирование учебного занятия по основам безопасности жизнедеятельности с использованием современных методов и средств визуализации учебной информации;
применение современных информационных технологий для визуализации учебной информации на учебных занятиях по основам безопасности жизнедеятельности;
пути повышения воспитательного потенциала учебного занятия по основам безопасности жизнедеятельности;
использование техник визуализации учебного материала на учебных занятиях по основам безопасности жизнедеятельности при формировании у учащихся здорового образа жизни.