Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 8 человек

О неформальных субкультурах несовершеннолетних, их признаках, влиянии на подростков Материалы в помощь педагогам, родителям

Дата: 3 октября в 16:45, Обновлено 3 октября в 16:55
68 просмотров

Cубкультура — термин в социологии, антропологии и культурологии, обозначающий часть культуры общества, отличающуюся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим распространенным примером являются молодёжные субкультуры.
Причина возникновения субкультуры — воздействие внешних факторов (политических, социальных, экономических). Толчком служат культурные события, технические разработки, рождение новых лидеров, влияние медиа. Люди, которых не устраивают общепринятые стандарты, объединяются, чтобы создать свои. В процессе развития подобное сообщество единомышленников обретает ярко выраженные черты: единый стиль одежды; сленг, символику; общее мировоззрение, набор моральных ценностей и взглядов; низкую толерантность и выраженный нонконформизм. На личностном уровне юношеская субкультура – это способ компенсации негативного отношения к себе, недостаточного самоуважения, непринятия образа собственного тела и стиля поведения.
Выделяют музыкальные, арт-культуры, интернет-культуры, урбанистические и спортивные субкультуры. По данным издания Indeed, существуют этнические, религиозные, региональные (географические), возрастные и гендерные. Отдельно описаны профессиональные, социальные (классовые) и политические субкультуры.
Субкультура подростков – это группа молодых людей, которая разделяет общие ценности, интересы и образ жизни, отличающиеся от основной культуры общества.
Причастность подростка к субкультуре не всегда протест. Иногда это поиск поддержки и одобрения в желании выразить и раскрыть свои таланты. Единомышленники дают ощущение внутренней свободы, и новый член группы обретает следующие возможности:
сепарацию от родителей,
обретение новых друзей,
принятие социумом,
реализацию потребностей,
эксперименты,
получение эмоций,
обретение смысла жизни,
встречу с партнером для создания семьи.

Основные черты субкультуры подростков

Идентификация и принадлежность

Субкультура подростков предоставляет молодым людям возможность идентифицироваться с определенной группой и чувствовать принадлежность к ней. Это помогает им формировать свою личность и находить поддержку ипонимание у своих сверстников.

Общие ценности и интересы

Субкультуры подростков объединяются вокругобщих ценностей и интересов. Это могут бытьмузыкальные предпочтения, стиль одежды,спортивные активности или даже политическиеубеждения. Члены субкультуры подростков часторазделяют и поддерживают эти общие интересы.

Уникальный стиль и образ жизни

Субкультуры подростков часто имеют свой уникальный стиль и образ жизни. Это может бытьвыражено через особенности одежды, прически,макияжа или даже способа общения. Членысубкультуры подростков стремятся выделиться изтолпы и выразить свою индивидуальность через свойстиль.

Социальная идентификация

Субкультуры подростков часто служат средствомсоциальной идентификации. Они помогают молодымлюдям найти своих единомышленников и создать свою собственную социальную сеть. Членысубкультуры подростков могут чувствовать себяболее комфортно и принимаемыми внутри своейгруппы, чем в обществе в целом.

Протест и нонконформизм

Некоторые субкультуры подростков могут быть связаны с протестом и нонконформизмом. Они могутвыражать недовольство существующими нормами иценностями общества и стремиться к изменениям.Это может проявляться в их внешнем виде,поведении или даже в политических убеждениях.

Субкультуры подростков могут оказывать значительное влияние на их жизнь и развитие. Вотнекоторые из основных способов, которымисубкультуры могут влиять на подростков.

Идентичность и принадлежность

Субкультуры предоставляют подросткамвозможность идентифицироваться с определенными ценностями, идеями и образом жизни. Они могутчувствовать себя частью сообщества, где ихпонимают и принимают такими, какие они есть. Это может помочь подросткам развивать свою личностьи самооценку.

Социальные связи и поддержка

Субкультуры подростков предлагают возможность для формирования новых социальныхсвязей и дружеских отношений. Подростки могутнаходить единомышленников, с которыми им интересно проводить время и делиться общими интересами. Это может помочь им чувствовать себя принятыми и поддержанными.

Развитие навыков и умений

Субкультуры могут предоставлять подросткам возможность развивать определенные навыки и умения, связанные с их интересами. Например, вмузыкальной субкультуре подростки могут изучать игру на инструменте или писать свои песни. Это помогает им развивать свои таланты и уверенность всебе.

Влияние на поведение и выборы

Субкультуры могут оказывать влияние наповедение и выборы подростков. Они могут вдохновлять подростков на принятие определенныхстилей одежды, музыки, образа жизни и даже ценностей. Это может быть положительным, еслисубкультура поощряет здоровый образ жизни иразвитие, но также может быть и негативным, еслисубкультура пропагандирует опасное поведение илинеправильные ценности.

Идентификация с группой

Субкультуры могут помочь подросткамидентифицироваться с определенной группой людей и создавать своеобразную “культуру” внутри этой группы. Это может быть особенно важно для подростков, которые ищут свое место в обществе и хотят быть частью чего-то большего.

Классификация подростковых субкультур

Стоит отметить важность дифференциациисубкультур по характеру для эффективного осуществления работы с несовершеннолетними в учреждении образования. Выделяются несколькоосновных групп молодежных субкультур, которыеразличаются между собой не только внутреннимихарактеристиками, но и причинами вовлечения состороны несовершеннолетних.

Можно разделить молодёжные субкультуры,существующие в Республике Беларусь, на следующие виды:

- связанные с музыкой: музыкальные фанаты ипоследователи музыкальных стилей (металлисты, хип-хоперы, рэперы, панки, готы, транс- культура),

- арт-субкультуры: граффитеры, брейк-дансеры,«Отаку» просовременные художники, скульпторы,

- связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит- байкеры,

- социально опасные группы: гопники, скинхэды,нацисты, панки,

- субкультуры,​формирующиеся по другим​увлечениям: байкеры, ролевики, геймеры и др.

Также существует следующая классификациясубкультур среди молодежи городского населения:

- готы,

- эмо,

- панки,

- скинхеды,

- рокеры,

- отаку,

- реперы,

- растафари,

- хиппи,

- паркур,

- СКА.

Криминально-делинквентные субкультуры

Субкультуры: АУЕ (арестантское уголовноеединство), гопники, колумбайн.

Для представителей данныхсубкультур характерны ярко выраженная агрессия, эпатаж, культжестокости, формы преклоненияперед обладанием физической силой, отсутствие чувства сострадания клюдям, в том числе и к ”своим“, паразитизм, призыв к экстремизму,наличие отрицательных авторитетов,призывающих к жестокости,скрытность от непосвященных, внекоторых случаях – аддикции.

Легче всего в субкультурыданной группы включаютсяподростки, имеющие отклонения вповедении либо конфликт с законом. Криминальная субкультураблокирует и переформатируетобщепринятые нормы,воспитательные действия педагогов исемьи, замещая коллективистскиеотношения отношениями круговойпоруки, коллективизм – клановостью,товарищество – лжетовариществом,поощряет преступное поведение ипропагандирует преступный образжизни. Характерны для членовсубкультуры: грабежи, драки,хулиганство, физическое илиморальное насилие. Представителиданной группы активно пропагандируют враждебноеотношение к обществу, выражаютсвое отношение через протесты.Жизнедеятельность лиц, входящих васоциальные и криминальныеобъединения, в значительной степенискрыта от глаз педагогов и взрослых.Они могут доминировать в отдельномзаведении (микрорайоне, населенном пункте), полностью подчиняя своему влиянию как криминогенныйконтингент, так и законопослушных людей.

Основные черты субкультуры подростков

Идентификация и принадлежность

Субкультура подростков предоставляет молодым людям возможность идентифицироваться с определенной группой и чувствовать принадлежность к ней. Это помогает им формировать свою личность и находить поддержку ипонимание у своих сверстников.

Общие ценности и интересы

Субкультуры подростков объединяются вокругобщих ценностей и интересов. Это могут бытьмузыкальные предпочтения, стиль одежды,спортивные активности или даже политическиеубеждения. Члены субкультуры подростков часторазделяют и поддерживают эти общие интересы.

Уникальный стиль и образ жизни

Субкультуры подростков часто имеют свой уникальный стиль и образ жизни. Это может бытьвыражено через особенности одежды, прически,макияжа или даже способа общения. Членысубкультуры подростков стремятся выделиться изтолпы и выразить свою индивидуальность через свойстиль.

Социальная идентификация

Субкультуры подростков часто служат средствомсоциальной идентификации. Они помогают молодымлюдям найти своих единомышленников и создать свою собственную социальную сеть. Членысубкультуры подростков могут чувствовать себяболее комфортно и принимаемыми внутри своейгруппы, чем в обществе в целом.

Протест и нонконформизм

Некоторые субкультуры подростков могут быть связаны с протестом и нонконформизмом. Они могутвыражать недовольство существующими нормами иценностями общества и стремиться к изменениям.Это может проявляться в их внешнем виде,поведении или даже в политических убеждениях.

Субкультуры подростков могут оказывать значительное влияние на их жизнь и развитие. Вотнекоторые из основных способов, которымисубкультуры могут влиять на подростков.

Идентичность и принадлежность

Субкультуры предоставляют подросткамвозможность идентифицироваться с определенными ценностями, идеями и образом жизни. Они могутчувствовать себя частью сообщества, где ихпонимают и принимают такими, какие они есть. Это может помочь подросткам развивать свою личностьи самооценку.

Социальные связи и поддержка

Субкультуры подростков предлагают возможность для формирования новых социальныхсвязей и дружеских отношений. Подростки могутнаходить единомышленников, с которыми им интересно проводить время и делиться общими интересами. Это может помочь им чувствовать себя принятыми и поддержанными.

Развитие навыков и умений

Субкультуры могут предоставлять подросткам возможность развивать определенные навыки и умения, связанные с их интересами. Например, вмузыкальной субкультуре подростки могут изучать игру на инструменте или писать свои песни. Это помогает им развивать свои таланты и уверенность всебе.

Влияние на поведение и выборы

Субкультуры могут оказывать влияние наповедение и выборы подростков. Они могут вдохновлять подростков на принятие определенныхстилей одежды, музыки, образа жизни и даже ценностей. Это может быть положительным, еслисубкультура поощряет здоровый образ жизни иразвитие, но также может быть и негативным, еслисубкультура пропагандирует опасное поведение илинеправильные ценности.

Идентификация с группой

Субкультуры могут помочь подросткамидентифицироваться с определенной группой людей и создавать своеобразную “культуру” внутри этой группы. Это может быть особенно важно для подростков, которые ищут свое место в обществе и хотят быть частью чего-то большего.

Классификация подростковых субкультур

Стоит отметить важность дифференциациисубкультур по характеру для эффективного осуществления работы с несовершеннолетними в учреждении образования. Выделяются несколькоосновных групп молодежных субкультур, которыеразличаются между собой не только внутреннимихарактеристиками, но и причинами вовлечения состороны несовершеннолетних.

Можно разделить молодёжные субкультуры,существующие в Республике Беларусь, на следующие виды:

- связанные с музыкой: музыкальные фанаты ипоследователи музыкальных стилей (металлисты, хип-хоперы, рэперы, панки, готы, транс- культура),

- арт-субкультуры: граффитеры, брейк-дансеры,«Отаку» просовременные художники, скульпторы,

- связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит- байкеры,

- социально опасные группы: гопники, скинхэды,нацисты, панки,

- субкультуры,​формирующиеся по другим​увлечениям: байкеры, ролевики, геймеры и др.

Также существует следующая классификациясубкультур среди молодежи городского населения:

- готы,

- эмо,

- панки,

- скинхеды,

- рокеры,

- отаку,

- реперы,

- растафари,

- хиппи,

- паркур,

- СКА.

Криминально-делинквентные субкультуры

Субкультуры: АУЕ (арестантское уголовноеединство), гопники, колумбайн.

Для представителей данныхсубкультур характерны ярко выраженная агрессия, эпатаж, культжестокости, формы преклоненияперед обладанием физической силой, отсутствие чувства сострадания клюдям, в том числе и к ”своим“, паразитизм, призыв к экстремизму,наличие отрицательных авторитетов,призывающих к жестокости,скрытность от непосвященных, внекоторых случаях – аддикции.

Легче всего в субкультурыданной группы включаютсяподростки, имеющие отклонения вповедении либо конфликт с законом. Криминальная субкультураблокирует и переформатируетобщепринятые нормы,воспитательные действия педагогов исемьи, замещая коллективистскиеотношения отношениями круговойпоруки, коллективизм – клановостью,товарищество – лжетовариществом,поощряет преступное поведение ипропагандирует преступный образжизни. Характерны для членовсубкультуры: грабежи, драки,хулиганство, физическое илиморальное насилие. Представителиданной группы активно пропагандируют враждебноеотношение к обществу, выражаютсвое отношение через протесты.Жизнедеятельность лиц, входящих васоциальные и криминальныеобъединения, в значительной степенискрыта от глаз педагогов и взрослых.Они могут доминировать в отдельномзаведении (микрорайоне, населенном пункте), полностью подчиняя своему влиянию как криминогенныйконтингент, так и законопослушных людей.

Причины вовлечения:

• влияние референтных или влиятельныхстарших, связанных с криминальным миром;

• наличие проблем с установлением контакта с учителями, членами семьи, сверстниками;

• низкий уровень правовой культуры;

• буллинг;

• депрессивное психологическое состояние;

• агрессивные качества личности;

• романтизация криминального образа жизни,тунеядства;

• размытость моральных норм и ценностей;

• стремление к престижности, к утверждениюсвоего мнения; желание познать и продемонстрировать свое ”Я“;

• необоснованно раннее взросление;

• неудовлетворенность сферой межличностныхотношений (сужение сферы социальных контактов и круга общения).

Признаки вовлечения:

• размещение на страничках социальных сетей несовершеннолетнего фотографий, содержащихкриминальную символику, демонстрирующихоружие, алкогольные напитки, картинок-демотиваторов с восхвалением преступного образажизни, указывающих на принадлежность подросткак ”особенным“, противопоставляющих себя другимлюдям;

 наличие в тетрадях,учебниках, дневнике,на теле ребенкарисунков скриминальнойсимволикой. К примеру:

 

Символ объединения

А.У.Е.

• наличие на страницах социальных сетей,мессенджерах подписок на группысоответствующего сообщества

В контексте криминальныхсубкультур важно раннеевыявление их зарождения вучреждении образования, так как подростки, демонстрирующие отклоняющееся поведение. имеюттенденцию к объединению сосверстниками, имеющимианалогичные проблемы.

Методы предупреждения:

• психолого-педагогическая диагностикаэмоционально-личностных особенностей, выявление уровня агрессии и причин агрессивного поведения подростка, детско-родительских отношений;

• консультирование (семейное, индивидуальное,групповое);

• создание в учреждении образования условий, направленных на профилактику отклоняющегося поведения и расширение безопасного для ребенка пространства.

Романтико-эскапистские субкультуры

Субкультуры: анимешники, готы, эмо, ролевики, хиппи, индеанисты, толкиенисты.

Данным субкультурамсвойственны созерцательноемировоззрение, уход от реальной жизни ипостроение собственных философских систем.Также характерны ранимость и чувствительность,скрытый трагизм и ”укрощение плоти“, неприятиесвоей телесности. Их сущность проявляется врадикальных отличиях от принятых норм культуры.

Их представителям тяжело преодолевать неудачи, нередковозникает ненависть к самому себе.Суицид и самоповреждения могутвыступать как достойная нормаповедения. В итоге они настолькосильно погружаются в собственныйиллюзорный мир, что без помощи специалистов им порой непреодолеть деструктивныепроявления этого состояния.

Стоит отметить, чтовышеназванные явления возникаютв крайних случаях вовлеченности всубкультуры данной группы итребуютдополнительнойдиагностики. Виных ситуацияхследует продолжатьнаблюдение заребенком, так как,поскольку в данномслучае субкультураявляется частью увлечений ребенка,попытка извлечь его без вескойпричины может привести кухудшению состояния подростка.

К примеру, субкультураанимешников по своей сути не носит деструктивный характер, однако, ввиду ряда факторов,некоторое время назад от нее отделилась деструктивная субкультура ”ЧВК Редан“.

Признаки вовлечения:

• внешний вид: одежда,выделяющаяся сочетаниемкричащих цветов, полностью черная; наличие наодежде, сумках большого количества различныхзначков, пирсинг, яркий макияж и т.п.;

• наличие в социальных сетях несовершеннолетнихподписок, репостов записей соответствующей тематики;

 

 

Причины вовлечения:

неудачи в реальной жизни (низкая учебнаяуспеваемость, не складывающиеся дружескиеотношения);

невостребованность личностногопотенциала;

• желание уйти от однообразия жизни, реальных проблем в виртуальный мир иллюзий;

• отсутствие романтических отношений вреальной жизни;

• любовь к экшену, яркимвпечатлениям;

• чувство одиночества в социумеи/или в семье.

Методы предупреждения:

• консультирование(индивидуальное, групповое,семейное);

• вовлечение в творческуюдеятельность (секции и кружки при учебном заведении, новые хобби), способствующую реализации личностного потенциала;

• массовые формы социально-культурной деятельности с участиемпредставителей субкультур, которыепозволяют обратить внимание на проблемы данной социальной группы (флешмобы, массовые праздники, театрализованные представления);

• встречи с лидерами мнений.

Анархо-нигилистические (радикально-деструктивные) субкультуры

Субкультуры: панки, скинхеды, металлисты, футбольные фанаты, сатанисты, хакеры.

Представители данныхсубкультур имеюткритическое отношение ксоциуму. Для ниххарактерно нарушениезаконов, проявление насилия. Чаще всего всообществах этого типа существуетхаризматический лидер (онможет быть связан снезаконнойдеятельностью).Отличительными чертамиявляются групповаясплоченность, наличиеособой атрибутики иразработанногособственного стиляодежды.

Причины вовлечения:

• негативный социальный опыт, отрицательноеотношение к социальному окружению;

• сублимация накопившейся агрессии к самомусебе и социальному окружению;

• неблагоприятная атмосфера в семье (проблемыс алкоголизмом, агрессия со стороны родителей);

• стремление к престижности, к утверждениюсвоего мнения; желание познать и продемонстрировать свое ”Я“;

• протест по поводу внешнего давления;

• нарушения механизма социализации;

• неудовлетворенность сферой межличностныхотношений (сужение сферы социальных контактов икруга общения).

Признаки вовлечения:

внешность: приоритет кожаных аксессуаров,бритье головы или наоборот отращивание длинных волос у парней, символика разнообразных групп,шипы, тяжёлые цепи, футбольная атрибутика и др.;

наличие в социальных сетях несовершеннолетних подписок, репостов записей соответствующей тематики.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.