Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 8 человек

Библиотечный репетитор

Дата: 21 сентября 2020 в 11:38

Читать книги или работать с ними?

Вы вправе задать такой вопрос. И у нас есть на него ответ.

Ведь чтение - это труд. Для многих радостный, поднимающий настроение, приносящий удовольствие. Труд, связанный с познанием. А это ли не одно из самых тонких наслаждений!? Чтение можно представить как расшифровку специальных графических символов (букв, знаков препинания, цифр, нотных знаков) с целью извлечения понятных значений из их комбинаций.

Как работать с печатными изданиями:

Памятка-консультация для старшеклассников

Как работат ьс печатными изданиями.

Выражения «чтение литературы» и «работа с литературой» отчасти синонимичны. Но только отчасти. Все зависит от цели нашей деятельности. Если мы сняли с полки новую книжку любимого Кира Булычева в предвкушении почти участия в космических приключениях героев, то нам и в голову не придет подумать, что мы сейчас будем работать. Но эту же книгу мы можем взять в руки для того, чтобы написать на нее аннотацию, или отзыв о ней, или чтобы найти из нее цитату для эпиграфа к сочинению о любимом писателе. И тогда с полным правом мы можем говорить о работе с книгой.

И все-таки выражение «читать книгу» чаще всего используют по отношению к произведениям художественной литературы. О «работе с книгой» говорят, когда речь идет о научных, научно-популярных, справочных, энциклопедических, официальных изданиях. Согласитесь, что немного есть любителей читать, например, тома «Исторической энциклопедии» или «Англо-русский словарь». В изданиях такого рода разыскивают или уточняют информацию, наводят справки. Чтение же художественной литературы - предмет особый, тонкий. В данной лекции мы этого касаться не будем.

О задачах чтения

Беря в руки любое печатное издание, полезно заранее знать, чего мы хотим. Возможны такие, например, варианты задач:

· ознакомление с конкретным изданием;

· ознакомление с конкретным автором (с помощью предисловия, послесловия, комментариев в книге);

· начальное знакомство с темой, проблемой;

· поиски ответа на конкретный вопрос.

Для решения разных задач мы будем выбирать наиболее подходящий способ чтения, критерии оценки прочитанного, приемы переработки и фиксации информации. Иногда этот выбор происходит на интуитивном уровне. Но, конечно, никому не помешает ни осмысление своего собственного читательского опыта, ни знакомство с обобщенным опытом других людей. Вот этот систематизированный обобщенный опыт мы и постараемся здесь изложить.

О способах чтения.Ни одно новое слово (т.е. маленькое или большое открытие) в любой области человеческой деятельности не обходится без освоения предыдущего опыта, уже накопленных человечеством знаний. Для освоения этой необъятной информации изобретены специальные технологии. Их задача - оптимизировать, т.е. сделать возможно более результативными и экономными процессы поиска источников информации, отбора необходимой информации и ее переработки. 

Информацией насыщено все вокруг нас и мы сами. Но человек изобрел и специальные средства фиксации и передачи особо значимой информации. Прежде всего, это различные носители. В данном случае мы будем рассматривать издавна используемые, достаточно универсальные и в принципе широко доступные носители информации - печатные источники: книги, журналы, газеты.

Способов работы с печатными источниками существует очень много. От беглого просмотра до глубокого изучения с конспектированием. Какой же способ использовать в каждом конкретном случае?

В зависимости от той задачи, которую вы сами себе поставили на данном этапе подготовки учебного задания или, например, составления реферата, можно выбрать соответствующий режим чтения.

Вот перечень основных используемых режимов (или способов) ознакомления с печатным источником:

· Углубленное чтение. Этот способ предполагает внимательное (иногда и неоднократное) прочтение материала. Применяется, когда стоит задача вникнуть в суть излагаемого, понять точку зрения автора, уяснить причинно-следственные связи описываемых событий или явлений. Освоение информации с использованием этого режима часто проходит одновременно с оценкой, сравнением, которые способствуют более глубокому пониманию и продуктивному запоминанию.

· Параллельное чтение. При этом способе одновременно изучаются несколько публикаций по одной теме или проблеме. Особенно интересно, когда авторы их придерживаются разных точек зрения по занимающему вас вопросу. Вам придется проанализировать разные взгляды, оценить убедительность аргументации, выбрать наиболее предпочтительную позицию и обосновать свой выбор. Этот способ чтения лучше использовать при подготовке докладов, рефератов.

· Выборочное чтение предполагает избирательное знакомство с отдельными разделами текста, отобранными при изучении содержания издания, либо при ознакомлении с имеющимися вспомогательными указателями и словарями, либо при просмотре текста.

· Чтение-просмотр. Используется для предварительного ознакомления с книгой или статьей. Этот способ позволяет при надлежащем внимании и сосредоточенности за короткий промежуток времени оценить целесообразность более детального изучения этой книги или сразу выбрать нужный материал.

· Сканирование. Так называют быстрый просмотр печатного материала с целью поиска имен, дат, статистических данных, фактов. Развитая зрительная память дает возможность при взгляде на страницу текста мгновенно отыскать нужную информацию: фамилию, цитату, название и т.п.

<center>

О рациональных приемах работы с текстом

Итак, вы выбрали тему реферата (доклада, сочинения, выступления), подобрали книги и статьи, методом быстрого просмотра определили, как будете использовать то или иное издание. Что дальше?

Во-первых, будем готовы к тому, что наша предварительная оценка того или иного источника может в процессе работы измениться. Как говорится, материал может повести за собой. И сначала малозначимая информация окажется существенной, потянет за собой важную цепочку фактов или доказательств. А во-вторых, настала пора подумать о способах сохранения материала, который мы будем добывать, изучая публикации. Эти способы должны удовлетворять нескольким требованиям: компактности хранения, возможности дополнений, гарантии от потерь информации (например, мы употребили такое сокращение, что теперь не можем понять, что же это значит), удобства использования. Конечно, вы можете изобрести что-нибудь и сами. Но полезно воспользоваться и опытом предыдущих поколений.

Всем перечисленным требованиям отвечают такие популярные приемы работы с текстом, как:

· составление простого и сложного плана изучаемой книги или статьи;

· подчеркивания и выписки из изучаемого издания, которые многократно можно использовать в различных целях, но обязательно со ссылкой на источник (ведь мы же уважаем закон об авторском праве!);

· представление изучаемого текста в форме тезисов;

· составление конспекта.

План - это своеобразный маршрутный лист, краткий путеводитель по содержанию всей книги или той части изучаемого издания, которая для вас представляет интерес в связи с конкретной задачей. Составление плана, особенно сложного, - это эффективный способ свертывания информации.

Очень помогают в освоении материала выписки и подчеркивания. Подчеркивание или выделение важных для вас мест в тексте (в том числе, с помощью цветных маркеров) возможно, конечно, только в собственных изданиях. Работая с библиотечными книгами и журналами, делаем только выписки. Что полезно выписывать? Даты, имена, цифры, выводы, иногда ход доказательств. Умение отбирать материал для выписок - важное подспорье в работе. Лучше не дословно переписывать текст, а стараться изложить его своими словами. Цифры, например, полезно свести в таблицы, диаграммы. То есть одновременно вы занимаетесь аналитико-синтетической переработкой информации. Очень важно правильно оформить запись: обозначить тему, описать источник, оставить свободное место для каких-то позднейших помет.

Дословно выписываем важные выводы, парадоксальные высказывания, афористично выраженные мысли. Такие выписки будем использовать в прямом цитировании, точно указывая источник вплоть до страницы. Вообще цитирование - сложное искусство. Назначение цитаты - подкрепление своей мысли ссылкой на авторитет. Но чтобы такая ссылка была убедительной, нужно очень бережно относиться к чужому тексту. Не вырывать случайные полуфразы, а цитировать законченным отрывком, содержащим в идеале и тезис, и аргумент (т.е. утверждение и доказательство). Учитывать, в каком контексте употребил цитируемый автор то или иное выражение. Например, реплику, произнесенную в пылу полемики даже очень уважаемым автором, неэтично цитировать в качестве основательного аргумента или характеристики его позиции. И, конечно, повторяем, необходимо грамотно оформлять приводимую цитату.

Тезисы - это основные положения, утверждения, суть читаемого в кратких формулировках. Различают простые тезисы, содержащие исключительно утверждения, и сложные. В сложных тезисах приводятся и доказательства, квинтэссенция (главное, основное) рассуждений.

Конспект представляет собой краткое последовательное изложение содержания книги, статьи или лекции, синтезирующее многие виды записей: пометки, выписки, цитаты, план, тезисы. Конспектируют обычно при повторном просмотре после основного ознакомительного чтения. Это важно! Существенным элементом конспекта являются аргументы, пояснения, примеры. Конспекты бывают разных форм. Например, плановые (или план-конспекты), текстуальные (составляются из цитат с логическими связками - переходами), свободные (являются сочетанием выписок, цитат, иногда и тезисов). Выделяют также тематические конспекты, которые могут представлять собой обзор точек зрения по определенной теме. Тематические конспекты, как правило, составляются по нескольким источникам. Жестких правил составления конспектов нет. Но опыт подсказывает некоторые «хитрости». Так, удобно оставлять широкие поля, которые при последующей работе заполняются либо собственными замечаниями оценочного характера, либо ссылками на другие материалы, либо рассуждениями, примерами, ассоциациями. Эффективным бывает применение графических и цветовых выделений.

О способах аналитико-синтетической переработки информации

В числе методов аналитико-синтетической переработки рассмотрим некоторые операции формализованного свертывания информации. Среди них: библиографическое описание публикации, выделение ключевых слов, аннотирование, реферирование.

Библиографическое описание - это визитная карточка издания, точнее, его «удостоверение личности», паспорт. В установленной форме библиографического описания важна каждая буква, точка, запятая. С этой самой лаконичной формой представления печатных источников каждый из нас сталкивается очень часто. Просматривая списки рекомендуемой литературы (например, в учебнике), списки книжных новинок, каталожные карточки в библиотеке, записи из электронного или печатного каталога, вы не видите ярких обложек. Перед вами только библиографическая запись. Но она говорит о многом. Это как подробная анкета. И очень важно уметь ее считывать, извлекать из нее всю заложенную информацию. Из библиографического описания можно узнать название и жанр, имена авторов, художников, редакторов, переводчиков. Очень существенны такие сведения, как время и место (издательство) выпуска книги. Для статьи - название журнала и время публикации. По количеству страниц вы сразу можете оценить солидность издания, предположить, насколько детально раскрывается тема. Составляя списки использованной литературы в собственных работах, необходимо также следовать принятым правилам описания книг и статей (смотри ниже). Тем более, что они утверждены соответствующими государственными органами и называются стандартами. А государственные стандарты в любой области, как и законы, нарушать нельзя.

В работе с печатными источниками и при подборе литературы, и на этапе освоения особое значение сейчас приобрело умение свернуть информацию (искомую или освоенную) до главных, ключевых слов. Например, при подборе литературы по нужной теме в электронном каталоге или в БД «Российская государственная библиография», необходимо ввести запрос в виде формулировки предметной рубрики или ключевых слов. Научиться точно выразить содержание прочитанного материала в ключевых словах - значит пройти тест на понимание и усвоение его.

Для закрепления основного содержания прочитанной книги полезно уметь составить аннотацию. Это тоже способ представить информацию о данной публикации в свернутом виде, заготовить ее впрок, сделать некий «маринад» для новогоднего стола. Пройдет время, что-то позабудется, даже если книга произвела на вас очень сильное впечатление. Поэтому включите в аннотацию, кроме краткой характеристики основных идей, информацию об авторе, о стиле изложения, о характере доказательств. Если Вы продолжите заниматься сходными проблемами, такого рода «запасы» Вам очень пригодятся.

Составление реферата какого-то источника или документа (в широком смысле) подразумевает краткое, точное изложение его содержания, включающее основные фактические сведения и выводы. Реферат может быть составлен на основе двух и более исходных документов.

Несколько очень важных правил

В результате работы вы создадите новый источник информации: сочинение, доклад, реферат, выступление. В своем законченном виде он должен удовлетворять определенным правилам. В частности:

· правилам грамотного оформления цитат и ссылок;

· правилам составления библиографического описания документа;

· правилам грамотного составления списка использованной литературы.

Сначала рассмотрим вопросы оформления ссылок на упоминаемую или цитируемую работу. Есть три варианта:

1. Источник указывается непосредственно после цитаты или приведенного фактического материала - в скобках.

2. Приводимым цитатам присваиваются порядковые номера, и в конце страницы под чертой описываются соответствующие источники.

3. После цитаты в скобках указывается номер источника, соответствующий его месту в списке использованной литературы, и после запятой - номер страницы. Сам список помещается в конце всей работы.

Теперь о правилах описания печатных источников, или документов. Минимальные требования в этой области можно представить в виде ниже приведенных схем.

Схема полного библиографического описания книги: Фамилия автора, инициалы. Название книги (без кавычек): (двоеточие) Сведения, относящиеся к названию (если есть).- Место издания; причем сокращенно указываются только Москва (М.) и Санкт-Петербург (СПб.): (двоеточие) Наименование издательства (без кавычек), (запятая) год издания (без буквы «г.»).- (тире) номер страницы (в ссылке или сноске) или количество страниц (в списке литературы).

А теперь несколько невредных советов:

«Ни одну серьезную экономическую, социальную, техническую задачу нельзя успешно решить без переработки значительных объемов информации» (Гендина Н.И.)

Постоянное соотнесение задачи действия и способа его совершения - важнейший принцип интеллектуального труда.

Можно сформулировать закон притяжения новой информации. В розыске или «отлавливании» нужных сведений наблюдаются следующие закономерности:

1. При увеличении объема накопленной нами информации у нас появляется способность обнаруживать все больше новой, тематически, идеологически или логически связанной с предыдущей. Информация как бы притягивает информацию.

2. «Воссоединение» новой и прежней информации при аналитико-синтетической переработке дает в результате не «сумму», не результат арифметического сложения, а то, что можно условно назвать «произведением». Это часто информация нового качественного уровня.

3. Самым продуктивным освоение информации бывает при поиске ответа на конкретный возникший или вызревший у Вас вопрос. Задавайте больше вопросов, в частности, себе. Жить будет интереснее.

</center>
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.