Формы и методы профориентационной работы с учащимися старших классов
Юношеский возраст можно рассматривать как подготовительный этап к самостоятельной жизни. Для успешной социальной адаптации в чрезвычайно мобильном и динамичном обществе, индивид должен обладать двумя противоположно направленными рядами качеств. Во-первых, он должен обладать устойчивым и твердым ядром личности, мировоззрением, социальными и нравственными убеждениями. Во-вторых, - высокой психологической лабильностью, гибкостью, способностью не только усваивать и перерабатывать новую информацию, но и создавать нечто новое. Соответственно практические задачи обучения направлены на воспитание, прежде всего, самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые друг без друга невозможны. Эти задачи решаются в процессе учебно-воспитательной, в том числе и профориентационной работы. Исходя из этого, основной целью профориентационной работы с учениками 9-11 классов является формирование у школьников устойчивых профессиональных намерений. Под профессиональным намерением понимается осознанное положительное отношение личности к сфере профессиональной деятельности, определяющееся наличием знаний о ее сущности, стремлением избрать профессию в данной сфере деятельности и получить соответствующее образование. Профессиональные намерения в свою очередь способствуют формированию профессиональной направленности личности. Профессиональная направленность обусловливает мотивированную и целенаправленную деятельность при подготовке человека к выбору сферы трудовой деятельности и путей профессионального самоопределения. Поэтому в задачи профориентации на этом этапе входят: - актуализация проблемы профессионального самоопределения; - формирование адекватного отношения к системе профессионального образования; - более широкое знакомство с профессиями и требованиями, которые они предъявляют к человеку; - информирование старшеклассников о потребностях региона в кадрах, о возможностях трудоустройства. Профессиональное просвещение учащихся выпускных классов осуществляется в соответствии с целями и задачами профориентации для данного возрастного периода. Основной задачей профинформирования является ознакомление учащихся с профессиографическими материалами, основными видами профессионального труда в регионе, требованиями, возможностями освоения, характером и условиями труда и заработка, потребностями в кадрах. Общую профинформацию старшеклассники получают на предметах общеобразовательного и политехнического циклов, внеклассных и внешкольных занятиях, мероприятиях, где учащиеся знакомятся с различными видами труда, с достижениями науки и их внедрением в производство, с сырьем и технологией его переработки, а также с отраслями народного хозяйства. В процессе получения этой информации на основе общих знаний формируются и развиваются интересы и мотивы выбора профессии учащимися. Успешность обоснованного профессионального выбора во многом зависит также от информированности школьника о потребности общества в той или иной профессии, о возможностях профессиональной карьеры и о перспективах развития современной экономики в целом. Содержание индивидуальной работы, проводимой классным руководителем на этапе старшего школьного возраста, должно включать следующие действия педагога: - Стимулирование осознания, что основой рационального выбора профессии является социально-профессиональная ориентация, где важна общественная и личная значимость выбора, удовлетворенность профессией. - Акцентирование внимания учащихся на том, что успешность профессиональной деятельности зависит не только от соответствующей профессиональной подготовки, но и от того, насколько индивидуально-личностные особенности соответствуют требованиям, предъявляемым профессией к человеку. - Оказание помощи старшеклассникам в устранении противоречий между социальными ценностями учащегося и уровнем его притязаний в профессиональном самоопределении. - Обсуждение запасных вариантов выбора профессии в пределах избираемой сферы деятельности. - Стимулирование проявления инициативы и самостоятельности школьников в работе над собой по формированию профессионально важных качеств. Понятие пригодности к тому или иному виду деятельности определяется в первую очередь возможностью человека максимально быстро и без чрезмерного напряжения адаптационных механизмов установить оптимальное соответствие между личностными конструктами и требованиями (условиями). Профориентационную работу классный руководитель продолжает и после окончания учащимися школы. Для выяснения дальнейшего жизненного пути выпускников в сентябре-октябре классный руководитель совместно с социальным педагогом выясняют, в какой мере реализовались профессиональные намерения учащихся, каковы обстоятельства, препятствующие их осуществлению. С этой целью собирается следующая информация о каждом выпускнике: что он сейчас делает (учится, работает, работает и учится, не работает и не учится); в какое учебное заведение поступил учиться; если не поступил, то по какой причине (не прошел по конкурсу, передумал, по состоянию здоровья, др. причины). Если собирался работать, но не работает, то по какой причине; нравится ли обучение или место работы по избранной специальности; собирается ли менять место работы, учебы. Состоит ли на учете в службе занятости, если не работает и т.п. Собранные сведения о выпускниках будут способствовать совершенствованию работы педагогического коллектива школы по профессиональному самоопределению учащихся, оптимизации образовательного, воспитательного и профориентационного процессов.