Задание 5.3. Оценить уровень загрязнения приземного слоя атмосферы
выбросами автотранспортных средств (по концентрации углерода) в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации)
Дата выполнения: сентябрь 2022 – май 2023
Участники: учащиеся 9 «А», 8 «А», 7 «Б» классов
Количество участников – 36 учащихся
Список учащихся:
№ п/п |
Ф.И. учащихся |
класс |
№ п/п |
Ф.И. учащихся |
класс |
|
Вальтер Ксения |
9 «А» |
19. |
Суров Владимир |
9 «А» |
|
Варган Захар |
9 «А» |
20. |
Харланов Тимур |
9 «А» |
|
Ворванович Александра |
9 «А» |
21. |
Хованская Полина |
9 «А» |
|
Гришковский Никита |
9 «А» |
22. |
Шедько Ангелина |
9 «А» |
|
Губина Алена |
9 «А» |
23. |
Шпаков Роман |
9 «А» |
|
Жвайдес Кирилл |
9 «А» |
24. |
Яковлева Александра |
9 «А» |
|
Климанов Вячеслав |
9 «А» |
25. |
Почко Павел |
9 «А» |
|
Коледюк Дарья |
9 «А» |
26. |
Агеенко Виолетта |
8 «А» |
|
Кудряшова Ангелина |
9 «А» |
27. |
Базылев Даниил |
8 «А» |
|
Лакисова Кира |
9 «А» |
28. |
Гончарова Ксения |
8 «А» |
|
Левкин Максим |
9 «А» |
29. |
Ледовских Арина |
8 «А» |
|
Лосякина Кира |
9 «А» |
30. |
Леошко Дмитрий |
8 «А» |
|
Мешкова Полина |
9 «А» |
31. |
Максак Максим |
8 «А» |
|
Морозова Алина |
9 «А» |
32. |
Туровец Константин |
8 «А» |
|
Пашкевич Даниил |
9 «А» |
33. |
Холод Елизавета |
8 «А» |
|
Простакова Карина |
9 «А» |
34. |
Хотькина Дарья3 |
8 «А» |
|
Солодухина Александра |
9 «А» |
35. |
Гнилицкий Денис |
7 «Б» |
|
Стативкина Янина |
9 «А» |
36. |
Замховой Егор |
7 «Б» |
В современном мире за счет постоянного развития технологий и облегчения процесса по производству дорожного транспорта происходит постоянный рост количества автомобилей. В среднем каждая семья имеет 1-2 автомобиля. Так как люди в основном проживают в городах, то происходит заполнение всей территории города транспортом, и вследствие этого образуется зона повышенной концентрации вредных веществ.
Автотранспорт потребляет основные объемы углеводородного топлива (бензины, газ, дизельное топливо), поэтому является одним из основных источников выбросов углекислого газа в атмосферу.
Проблема загрязнения атмосферного воздуха актуальна в настоящее время, т.к. волнует значительную часть населения.
Наш поселок считают с экологически благоприятной обстановкой, чистым воздухом, водой. Мы решили выяснить на самом ли деле это так и какое количество вредных веществ выбрасывается в атмосферу нашего поселка автомобилями, а также оценить качество воздуха, которым мы дышим.
Целью нашей работы является: оценка качества воздуха в районе школы и возле центральной автодороги в аг. Новка по количеству загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от автомобильного транспорта.
Задачи:
- Определить места подсчета автомобильного транспорта.
- Произвести подсчет автомобильного транспорта в зависимости от суточной загруженности автомобильных дорог и от зависимости дня недели.
- Определить среднее количество автотранспорта, проезжающего по участку за 20 минут.
- Определить количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от автомобильного транспорта.
- Установить соответствие выбросов предельно допустимым концентрациям.
- Выявить наиболее загрязненные участки.
Гипотеза. Мы считаем, что качество воздуха в районах с большим потоком транспорта, не соответствует нормативам.
Объект исследования: транспорт как источник загрязняющих веществ
Предмет исследования: количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от транспорта.
Материалы и методы исследования. В нашем исследовании основными методами являлись:
1. Метод сравнительного анализа
2. Статистический метод (обработка количества автомобильного транспорта)
3. Комплексный метод.
Основные материалы, используемые в работе – это ежемесячные данные о количестве автомобилей, количестве выбросов автомобильного транспорта за период с сентября 2022 по май 2023 гг., в исследуемых пунктах аг. Новка.
По результатам исследования были составлены таблицы и диаграммы количества загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от автомобильного транспорта.
Материалы и методы
Оценка концентрации окиси углерода.
Исследования проводились на территории агрогородка Новка за период с сентября 2022 по май 2023 гг. В базу данных вносили количество автомобилей, проезжающих за 20 мин..
Для оценки концентрации окиси углерода использовали стандартную методику и формулы.
Формула оценки концентрации окиси углерода (К<sub>СО</sub>) (Бегма и др., 1984; Шаповалов, 1990):
К<sub>СО</sub> = (0,5 + 0,01N*K<sub>Т</sub>) * K<sub>А</sub> * K<sub>У</sub> * K<sub>С</sub> * K<sub>В</sub> * K<sub>П </sub>,
где:
- 0,5 – фоновое загрязнение атмосферного воздуха нетранспортного происхождения, мг/м<sup>3</sup>;
- N – суммарная интенсивность движения автомобилей на городской дороге, авт./час;
- К<sub>Т</sub> – коэффициент токсичности автомобилей по выбросам в атмосферный воздух окиси углерода;
- К<sub>А</sub> – коэффициент, учитывающий аэрацию местности;
- К<sub>У</sub> – коэффициент, учитывающий изменение загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода в зависимости от величины продольного уклона;
- К<sub>С</sub> – коэффициент, учитывающий изменение концентрации окиси углерода в зависимости от скорости ветра;
- К<sub>В</sub> – то же в зависимости от относительной влажности воздуха;
- К<sub>П </sub>– коэффициент увеличения загрязнения воздуха окисью углерода у пересечений.
Результаты и их обсуждение.
Подсчет количества автомобилей производили в 2-х точках аг. Новка: ул. Центральная, д.3, (возле школы) и на пересечении ул. Сметанина и ул. Новкинская (возле памятника).
Количество автомобилей подсчитывали каждый месяц в будние дни и выходные в 12.00 и 17.00. В аг.Новка транспортный поток значительно меньше, чем в городе, но также преобладают легковые автомобили. Данные заносили в таблицы (Приложение 1).
Подсчитав количество транспорта, проходящего по данным улицам, вычисляем количество загрязняющих веществ по формуле оценки концентрации окиси углерода (К<sub>СО</sub>) (Бегма и др., 1984; Шаповалов, 1990). Данные занесли в таблицы (Приложение 2).
Полученные данные сравнили с ПДК окиси углерода, выделяемой автомобилями (данные ПДК приведены в таблице 3.1).
Таблица 3.1 – Предельно допустимые концентрации окиси углерода.
Название вещества |
ПДК среднесуточная |
ПДК максимальная разовая |
СО |
3,0 |
5 |
По результатам исследования мы построили диаграммы.
Рисунок 3.1 – Концентрация оксида углерода (аг. Новка, ул. Центральная, д.3, (возле школы))
На данном участке дороги концентрация окиси углерода была в пределах нормы максимально суточной в сентябре, октябре, декабре в будние дни вечернее время. Концентрация окиси углерода была превышена в 2-3 раза в декабре будние дни час пик, феврале, марте и апреле в будние и выходные дни.
Рисунок 3.2 – Концентрация оксида углерода (на пересечении ул. Сметанина и ул. Новкинская (возле памятника))
В норме количество окиси углерода было в сентябре, октябре превышало незначительно, в декабре в выходные дни. Максимальная концентрация была выявлена в марте будние и выходные дни и апреле будние дни.
Полученные данные позволяют сделать вывод, что концентрация окиси углерода в аг Новка соответствовала нормам.
Выводы.
-
- Для проведения исследования определили 2 точки в аг. Новка: ул. Центральная, д.3, (возле школы) и на пересечении ул. Сметанина и ул. Новкинская (возле памятника).
- Произвели подсчет транспорта в 12.00. и 17.00 - в зависимости от суточной загруженности автомобильных дорог, а также в будние и выходные дни - в зависимости от дня недели.
- Определили среднее количество транспорта, проезжающего за 20 минут. Затем полученное количество умножили на 3 и получили количество транспорта, проезжающего за 1 час. В транспортном потоке как в аг.Новка преобладали легковые автомобили.
- По формуле определили количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от автомобильного транспорта на исследуемых участках дорог.
- Установили, что количество выбросов в аг.Новка соответствует предельно допустимым концентрациям.
Рекомендации.
Для снижения загрязняющих выбросов необходимо:
- использовать качественный бензин;
- улучшать логистику автотранспортных потоков
- не допускать холостой работы двигателя автомобиля
- озеленять маршруты движения транспорта.
Чтобы снизить вероятность влияния загрязняющих веществ на организм человека рекомендуется:
- избегать прогулок в местах скопления или движения автотранспорта
- выбирать маршрут движения, который позволит избежать длительного нахождения у автотрассы
- озеленять улицы города.
Полные результаты исследования можно посмотреть в приложении 1